Основные направления совершенствования стратегия финансовой политики РФ

20. Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача на­лаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высо­кой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов (60-80%). Попытки Минфина ориентировать его в 1998 г. на доход в пределах 20% не дали результатов, в середине 1998 г. для размещения новых траншей ГКО пришлось резко повышать норму доход­ности. В настоящее время рынок блокирован из-за объявленного дефолта. Размеры ре­структуризации ГКО настолько значительны, что возникает опасность новой финансо­вой пирамиды. Ослабленные ресурсы банков недостаточны, чтобы новые государствен­ные обязательства могли быть ими добровольно выкуплены. Своевременное погашение их государством является большой проблемой. Выход из создавшегося положения ви­дится в нескольких направлениях. Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финан­совый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансо­вых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами (0,5-1 пункта), которые будут выше средней ставки ди­виденда Сбербанка. Во-вторых, с учетом предлагаемого нами механизма обеспечения рубля необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономиче­скими активами и обладающими достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска, не допускать прежних ошибок -любой ценой покрыть дефицит государственного бюджета. В-третьих, необходимо вве­сти на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует де­позитные ставки ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть насе­ления стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на вы­сокие дивиденды. В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно соз­дать фондовую биржу с инвестиционной направленностью, которая могла бы наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты. Та­кой опыт имеется на шанхайской фондовой бирже.

21. Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой поли­тики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом можно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

«Согласно опросам журнала «Глобал инвестор» (май 1998 г.), в настоящее время из 17 крупнейших финансовых институтов 8 являются инвестиционными банками, ос­тальные - либо универсальными, либо коммерческими. Семь лет назад все они были коммерческими банками».

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, кото­рые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансо­вые институты.

22. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпора­тивными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств

Перейти на страницу: 1 2 3