Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций

Снижение дееспособности национальных государств в эконо­мической сфере, нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимосвязи и взаимозависимости государств объективно постави­ли перед человечеством задачу нахождения принципиально новых механизмов регулирования глобальной экономики.

В условиях глобализации межгосударственные границы при­менительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирова­ния, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д. Это могло быть достигнуто только за счет координации правовых режимов в области торговли и инвестиций.

Несогласованность национальных законодательств неизбежно порождала серьезные проблемы и споры между экономическими субъектами и между государствами. Появилась потребность в создании универсального механизма регулирования международ­ных экономических отношений, включающих в себя разнообраз­ные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты.

Насущной необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области ста­бильности, способной обеспечить конвертируемость националь­ных валют, облегчить взаимные расчеты[2].

Огромная разница в социально-экономических условиях жизни людей в разных странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся государст­вам и среди них наименее развитым и бедным. Это требовало разработки единой стратегии социально-экономического разви­тия.

В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механиз­мов регулирования была возложена на международные экономи­ческие организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организа­ция Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Несомненно, направления многостороннего регулирования, осуществляемого международными организациями, в значитель­ной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государст­венных органов. В то же время, не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование ока­зывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных организаций.

Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии и многостороннем регулировании мирохозяйственных связей являлось определение правил и норм, создающих стимулы для отдельных государств действовать в коллективных интересах.

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий со­гласованные его участниками цели, компетенцию и свои посто­янные органы, а также другие специфические политико-органи­зационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов.[3]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5