Нормирование оборотных средств

Нижеприведенная методика нормирования аналогична поч­ти для всех элементов производственных запасов. Некоторые особенности имеет нормирование запасов запасных частей и тары.

Нормирование оборотных средств начинается с разработки минимально необходимых норм запаса по отдельным видам товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществле­ния производственной деятельности. Норма запаса в днях по отдельным видам сырья слагается из следующих элементов:

- времени нахождения оплаченного сырья в пути (транспорт­ный запас);

- времени, необходимого для выгрузки, приемки, складирова­ния поступившего сырья и подготовки его к производству (подготовительный запас);

- времени нахождения сырья на складе в качестве складского запаса (текущий запас);

- времени нахождения сырья на складе в виде страхового запаса (гарантийный запас).

Транспортный запас необходим потому, что время движения платежных документов и грузов не совпадает. Его величина рассчитывается прямым и аналитическим методами. Метод прямого счета применяется при незначительной номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограни­ченного числа поставщиков. В случае, если поставщик находит­ся на далеком расстоянии, платежные документы на сырье прибывают и оплачиваются предприятием раньше, чем посту­пает груз. Поэтому размер транспортного запаса равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья на пред­приятие.

При большом числе поставщиков и значительной номенкла­туре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса опре­деляется аналитическим методом. Для этого из данных бухгал­терского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала за минусом стоимости ресурсов, задержавшихся в пути сверх уста­новленных сроков.

Средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути определяется по формуле:

ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4

ОСср = ,

4

где ОСср - средний остаток оплаченных материальных ценнос­тей в пути;

ОС1-ОС4 - остатки оплаченных материальных ценностей в пути на начало

квартала за отчетный период;

4 - количество принятых к расчету квартальных остатков.

На основе исчисленного среднего остатка материальных ценностей в пути находится фактическое время пребывания средств в транспортном запасе по формуле:

ОСср

П = ,

Зр

где П - продолжительность нахождения товарно-материаль­ных ценностей в

пути в днях;

Зр - однодневный расход товарно-материальных ценнос­тей по смете

затрат на производство отчетного периода.

Если же материальные ресурсы поступают к потребителю раньше, чем производится оплата за них, транспортный запас не определяется.

Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного анализа сырья, определяется путем хронометража этих работ на предприятии или на основе отчетных данных за предшествующий период. Чтобы сократить время разгрузки и складирования материалов, необходимо про­изводить эти работы непрерывно, наиболее полно используя разгрузочные механизмы и внутризаводской транспорт.

Если полученные от поставщиков материалы не могут быть сразу пущены в производство, а требуют предварительной под­готовки, то норма подготовительного запаса будет включать время, необходимое для этих операций.

Текущий складской запас определяется в зависимости от частоты поставок: чем чаще прибывают сырье и основные материалы на склад предприятия, тем меньше должен быть текущий складской запас. Интервалы между поставками уста­навливаются на основе договора или исходя из фактических данных за истекшие один-два года. При этом разовые нетипич­ные поставки сырья и материалов при расчете длительности интервалов не учитываются. Следует иметь в виду, что у пред­приятия запасы одних видов сырья и материалов могут быть максимальными в день получения очередной партии, а запасы других видов сырья и материалов снизятся до минимальных размеров. В связи с этим текущий складской запас сырья и материалов в днях рекомендуется принимать в размере 50%-ной продолжительности интервала между двумя смежны­ми поставками. На предприятиях, где потребляется ограничен­ное число видов сырья и основных материалов и поступают они от одного или двух поставщиков, текущий складской запас может устанавливаться в размере 100%-ной продолжительности интервала между смежными поставками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7