Причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга. Самовоспроизводство долга.

l - исходное значение соотношения долг/ВНП,

RR - реальная ставка процента,

- темп роста реального ВНП,

s - доля

первичного бюджетного излишка в ВНП.

Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;

2) увеличение доли

первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие

первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бре­мени.

Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты про­центов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того, чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем N. Это означает, что соотношение N/ВНП является

нижней границей ставки подоходного налога:

Y- совокупный доход (или ВНП).

Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие расходы (в частности, государственные закупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда

свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к' инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает воз­можности экономического роста.

Для того, чтобы избежать этих ограничений и не увели­чивать налоги, правительство может

рефинансировать долг,

то есть выпустить новый государственный займ и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государст­венного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задол­женности практически отсутствует.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличи­вает ставки процента и, следовательно, сокращает инвести­ционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвести­ционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основ­ных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).

Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост прави­тельственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, пор­тов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образо­вания и здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потреб­ления населения.

Перейти на страницу: 1 2