Теория необходимого и прибавочного труда.

После того как мы произвели анализ трудовой теории стоимости, когда мы узнали, что все товары реализуются по их стоимостям, т.е. согласно затратам труда на их производство, справедливо возникает вопрос, который является камнем преткновения и ахиллесовой пятой многих различных теорий в политической экономии, – это вопрос о природе и происхождении прибыли, о сущности ее источников. Данный вопрос интересовал и интересует экономический научный мир уже несколько тысячелетий. За это время было выдвинуто множество различных версий и гипотез, но все они, в конце концов, порождали и порождают бесконечные вопросы и споры. Все они отвергались одна за другой, но исчерпывающие ответы на эти вопросы, которые бы устраивали всех участников споров, так и не были найдены. Каждый из оппонентов в этих спорах стремился не столько найти истину или отстоять свою точку зрения, сколько занимался жесткой критикой своих визави. В своем исследовании мы, пожалуй, остановим свое внимание на теории прибавочного продукта, выдвинутой К.Марксом, поскольку именно его теория выглядит наиболее последовательной и завершенной, хотя и не лишенной теоретических огрехов и недостатков по сравнению с другими. Кроме того, Маркс достаточно убедительно и логично использует контраргументы против сторонников теории предельной полезности – основных своих оппонентов, и так умело, что до сих пор эти его умозаключения могут служить эталоном научной полемики.

Многие теоретики – сторонники теории предельной полезности в своих рассуждениях доходят до того, что отрицают существование прибавочного продукта как такового, а, в конечном итоге приходят и к отрицанию капиталистической прибыли как формы прибавочного продукта. Конечно, у большинства исследователей такие предположения могут вызвать только лишь ироническую улыбку. Однако чтобы расставить все акценты и снять не нужные вопросы, убедимся в наличии объекта изучения, т.е. выясним, существует ли прибавочный продукт и прибыль.

Прибавочный продукт – есть продукт, произведенный товаропроизводителем сверх его личных индивидуальных потребностей в данном продукте, и, в силу этого обстоятельства попавший в сферу обмена. Прибавочным продуктом следует считать такой продукт, при обмене которого на другие товары, производитель имеет возможность удовлетворить их посредством все свои основные потребности, и, кроме этого он способен еще делать какие-то накопления, либо увеличивать или расширять собственное производство в будущем производственном периоде. Если бы не существовало прибавочного продукта, то никогда в сфере человеческих отношений не возникло бы такого явления как обмен материальными ценностями, не существовало бы никакого накопления материальных благ, не могло бы возрастать население Земли, не расширялись бы экономические и технические возможности человечества. Мир никогда бы не увидел таких чудес как египетские пирамиды, римский Колизей или английский Стоунхендж. Человечество вообще бы было лишено возможности построения цивилизаций, создания культурных ценностей. Все материальные ресурсы производились бы только в количестве, необходимом для личного потребления их производителей, т.е. человечество находилось бы постоянно лишь на грани выживания. Ни о каком расширенном воспроизводстве не могло бы быть и речи. Весь произведенный продукт был бы необходимым. Реальная же история развития человечества всем своих ходом ежесекундно доказывает существование продукта, произведенного сверх потребностей его непосредственного производителя.

Теория предельной полезности ищет природу и источник прибавочного продукта и прибавочной стоимости, которая в нем заключена, в сфере обмена. Ее сторонники примитивно считают, что в процессе обмена товаров к их стоимости самым чудесным образом присоединяется некоторое количество новой стоимости, которая является результатом превышения спроса над предложением. Они утверждают, что эта новая стоимость и есть прибавочная стоимость. Действительно, казалось бы, если спрос на все товары превышает предложение, то получается, что цены на товары превышают их стоимости, а значит, все продавцы оказываются в выигрыше. Однако это только лишь видимость. Следует всегда помнить, что обмен – это не только обмен потребительными стоимостями, но и обмен стоимостями. Допустим, что в силу некоторых обстоятельств спрос и предложение стали несбалансированными и как результат цены возросли на 10%. При продаже своих товаров продавцы выиграют каждый по 10% к стоимости своих товаров. Но всегда следует помнить, что продавец он только тогда продавец, когда продает свой товар, но ему так или иначе, придется выступать на рынке и как покупателю. Например, булочник продает свой хлеб, но ему необходимы обувь, вода, одежда т.п. Ему необходимо покупать для своего производства муку, соль, топливо для печи, различные инструменты. Теперь в качестве покупателя других товаров он неизбежно проиграет 10% от стоимости покупаемых товаров. Если до всеобщего повышения на 10% он мог обменять 10 булок хлеба на одну пару ботинок, то и после этого повышения он сможет приобрести такую же пару ботинок за те же 10 булок хлеба. Таким образом, мы убеждаемся, что всеобщее повышение цен не изменяет пропорций обмена. Это повышение цен оказывается мнимым, и никак не повлияло на реальные стоимости товаров. «Такая всеобщая номинальная надбавка к цене товаров имеет такое же значение, как, например, измерение товарных стоимостей в серебре вместо золота. Денежные названия, то есть цены товаров возрастают, но отношения их стоимостей остаются неизменными».[44] Ни о каком реальном увеличении стоимости товаров здесь не может идти никакой речи. Образование и формирование прибавочной стоимости не может быть объяснено ни тем фактом, что продавцы продают свои товары выше их стоимости, ни тем, что покупатели покупают их ниже их стоимостей. Источник и природу прибавочной стоимости невозможно найти в полезности товаров, т.е. в их потребительных стоимостях. На самом деле, источник прибавочной стоимости, как стоимости прибавочного продукта, содержится только непосредственно в самой стоимости товаров. Прибавочная стоимость изначально является частью стоимости товара и включена в нее. Если все товары продаются по стоимости, если процесс обмена товарами есть процесс обмена стоимостями, то каждый товаропроизводитель получает в этом процессе прибавочную стоимость, независимо от потребительных стоимостей продаваемых товаров и независимо от их полезностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6