Доиндустриальные (докапиталистические) способы производства.

Вторым значительным шагом к увеличению негэнтропии или увеличению энергетического баланса человеческого общества, было изобретение растениеводства, переход от собирательства к выращиванию сельскохозяйственных культур, и, как закономерный результат, появление земледельческих племен. Земледелие дало человечеству еще большие возможности в использовании солнечной энергии, значительно увеличило прибавочный продукт. Именно после появления земледельческих племен расширилась сфера обмена между человеческими общинами. Обмен как таковой перестал носить единичный и спорадический характер, а стал систематическим и постоянным, стал обыденным явлением в экономической жизни людей. Стали расти и развиваться экономические связи между общинами, и основой этих отношений являлся обмен произведенными продуктами. Постепенно начала намечаться трансформация основного экономического производственного отношения первобытнообщинного способа производства – равномерного распределения прибавочного продукта. Появляются первые формы неэквивалентного распределения, где ведущую роль начинают играть племенные и родовые элиты – вожди, жрецы, военачальники и т.п., которые стали претендовать на увеличение своей доли в прибавочном продукте первобытного общества.

Б. Рабовладельческий способ производства.

После появления сравнительно большого, значительного количества прибавочного продукта в руках первобытных элит - этих первобытных зачатков современного истэблишмента, наиболее богатые члены человеческого сообщества получают возможность избавить себя от наиболее тяжелых и обременительных работ и операций, т.е. получают возможность использовать часть прибавочного продукта на наем работников вместо себя для выполнения самых тяжелых работ. Так, например, вожди перестали пасти скот или охотиться, вспахивать землю. Их функции ограничиваются лишь управлением процессами жизни общины. Так начинается процесс распада первобытных общин и зарождение нового, более прогрессивного, по сравнению с первобытно общинным, рабовладельческого способа производства. Первоначально рабовладение было родовым. Обедневшие члены общины вынуждены были наниматься в работники к более богатым сородичам. Если на этой стадии рабы были на положении членов семьи, то в дальнейшем развитии рабовладения материальное положение и социальный статус рабов коренным образом изменяется. Рабами уже могли становиться не только члены общины, но и взятые в плен во время войн и конфликтов представители других племен. Раб перестает быть членом семьи, а становится практически полностью бесправным существом. Эксплуатация рабского труда доходит до такой степени, что рабовладелец полностью присваивает весь прибавочный продукт, созданный рабом. Хозяин лишь дает рабу ту часть продукта, которая может едва восполнить его трудовые затраты. Такая беспощадная эксплуатация рабского труда, полное присвоение прибавочного продукта дает возможность концентрировать и аккумулировать значительные материальные богатства в руках ограниченного количества людей. Ни египетские пирамиды, ни римский Колизей, ни афинский Парфенон, никогда не смогли бы быть построены, не будь такой бессовестной, по современным меркам, и бесчеловечной эксплуатации труда рабов. Общество просто не смогло бы накопить такого материального потенциала и экономических ресурсов для столь грандиозных проектов. Именно неравенство в распределении прибавочного продукта, аккумулирование его в руках ограниченного количества людей и ограничение потребления остальной части общества позволило накапливать энергетический баланс человеческого общества в целом. Экономическая негэнтропия при рабовладении возрастает до гигантских масштабов по сравнению с первобытнообщинным способом производства.

Перейти на страницу: 1 2 3