Социальная справедливость.

Понятие социальной справедливости самым тесным образом связано с понятием экономической справедливости. Социальная справедливость, по моему глубокому убеждению, это такое политическое, социальное и экономическое состояние общества, при котором обеспечивается выполнение минимальных, принятых в данном обществе, прав и свобод для каждого члена общества без ущемления или нарушения минимальных прав и свобод других членов общества. Внутри каждого общества обеспечивается, вернее каждое общество старается обеспечить выполнение какого-то набора минимальных прав и свобод каждому своему члену. Например, в этот минимальный набор прав и свобод современного цивилизованного общества обязательно входят: право на жизнь, право на труд, право выбора места жительства и др. Этот минимальный набор имеет различные вариации в различных ситуациях и в различных обществах в зависимости от исторических традиций и степени развития. Гарантирование выполнения максимального набора всех мыслимых прав и свобод невозможно на практике. Это связано с тем, что часто соблюдение какого-нибудь права одного человека с жестокой неотвратимостью наталкивается на конфликт с ущемлением какого-либо права другого человека. Получается ситуация, при которой право одного индивида входит в противоречие с правом другого индивида. Избежать таких конфликтных ситуаций невозможно, ибо человек полностью свободен только лишь тогда, когда он свободен и от общества, т.е. существует изолированно. Внутри же общества существует другая реальность, здесь мы ежесекундно являемся свидетелями конфликтов прав. Общество при помощи законов регулирует, регламентирует и разрешает конфликты прав, поддерживая и защищая права тех его членов, соблюдение чьих интересов менее всего наносит вред обществу в целом или приносит наибольшую пользу для общества. Можно привести такой пример: психически больной человек, с маниакальными наклонностями убийцы, в силу патологических свойств своего умственного состояния считает, что его неотъемлемым и законным правом является право на убийство. Но это его якобы право вступает в критический конфликт с правом других людей на жизнь. Разрешая этот конфликт, общество, скорее всего, посчитает, что право на жизнь большинства людей имеет для общества большую ценность, чем потакание правам маньяка-убийцы, и тем самым, общество пойдет на ущемление прав последнего, как ущемляющих принципы социальной справедливости, изолируя убийцу от контактов с остальными членами общества. Или более часто встречающийся в наше время пример: свобода печати и свобода слова неизбежно наталкивается на право читателей читать то, что он хочет и вступает в конфликт с правом каждого на личную жизнь. Свобода слова и свобода печати практически снимают всякие ограничения с журналистов и издателей, и предоставляют им возможность печатать все, что угодно, даже не считаясь с мнением читателей. Читателю зачастую преподносят пропаганду насилия, вместо пропаганды здорового образа жизни, преподносят пропаганду порнографии и разврата вместо пропаганды человеческих добродетелей, посвящают в секреты скандальной и пикантной жизни кинозвезд вместо посвящения в биографию и тонкости творчества известных людей. Отсутствие всякой цензуры, в конечном итоге, приводит к нарушению права читателя на получение достоверной информации. Свобода критики нарушает право защиты личности, свобода слова открывает возможности для посягательства на честь и достоинство личности. Все права и свободы и их соблюдение всегда находятся под строгим контролем и наблюдением общества. Общество определяет тот минимальный набор прав и свобод, соблюдение которых оно может гарантировать всем своим членам без взаимного ущемления или с минимальным взаимным ущемлением этих прав и свобод. Если в обществе возникает наименьшее количество неразрешимых конфликтов между минимальными правами членов общества – это и есть социальная справедливость.

Перейти на страницу: 1 2