Коммунизм.

Для введения принципа ограниченности по разумным потребностям и по разумному уровню качества удовлетворения этих потребностей необходимо воспитание общества с новым уровнем социальной ответственности каждого члена общества, необходимо культивирование нового образа человеческого общественного мышления, осуждающего и порицающего культ стяжательства и накопительства. У человека коммунистической формации должен быть очень высокий уровень сознания, где приоритет отдается общественным нуждам и потребностям перед личными. Без воспитания поколения таких людей, без построения целого общества людей, настроенных альтруистически, невозможна в принципе, реализация проекта под названием коммунизм. Вполне естественно, что процесс воспитания такого общества должен начаться еще в недрах социалистического и, даже, капиталистического общества. И этот процесс уже начался. Наиболее ярким его проявлением является появление в конце XX и в начале XXI века движения дауншифтеров и эскапистов. Еще раньше существовало движение хиппи. Для всех этих течений характерен добровольный отказ от излишнего потребления и осуждение такого потребления. Внутри современного капиталистического общества уже зреют ростки общества новой экономической формации. В коммунистическом обществе многократно вырастет воспитательная роль государства. Конечная цель такой метаморфозы государственного аппарата – это воспитание поколений людей с новым общественным сознанием, не отравленных потребительским капиталистическим отношением к жизненным ценностям. Эта воспитательная роль нового государства будет реализовываться через системы образования, информации и коммуникации. Изменение жизненных приоритетов старых поколений людей, живших при капиталистической системе отношений и их перевоспитание, воспитание новых поколений с новым коммунистическим мировоззрением – это долгая, но абсолютно не непосильная задача для современного общества. дополнительно по теме здесь

Государство при коммунизме должно выполнять еще роль регулятора роста человеческих потребностей, служить одним из основных, но не единственных факторов их ограничения. Без такого вмешательства государства на ранних этапах развития коммунистического общества будет очень сложно контролировать рост вторичных и не необходимых потребностей.

Кроме принципа удовлетворения всех человеческих потребностей, теория коммунизма предполагает еще один важный принцип – «от каждого по способностям». Это означает, что абсолютно каждый совершеннолетний и работоспособный член коммунистического общества должен трудиться на благо общества. Каждый член общества должен реализовывать свое право на труд в меру своих возможностей и способностей, своего таланта. Коммунистическое производство будет как и социалистическое основываться на общественной собственности на средства производства. Это положение является аксиомой в теории коммунистического способа производства, т.к. предполагается, что при частной форме собственности на средства производства невозможна реализация принципа равного и справедливого распределения материальных благ.

Противники теории коммунизма утверждают, и не безосновательно, что при распределении материальных благ в соответствии с потребностями и с уничтожением принципа распределения в соответствии с затратами труда или в соответствии с размером собственности в обществе исчезает всякая мотивация к труду, исчезают экономические стимулы и заинтересованность в результатах своего труда. Действительно, если за разный по качеству и по количеству труд будет иметь место равное вознаграждение, то будет иметь место и неудовлетворенность действительностью, ощущение рутинности происходящего. Будет иметь место безделье и разгильдяйство. Человек, в соответствие с инстинктом самосохранения, вернее, с одним из его проявлений – ленью, будет придерживаться такой модели экономического поведения: «Пусть работает мой сосед, а вознаграждение мы все равно получим равное. Есть ли для меня смысл работать так же хорошо как он? Пусть сосед работает за нас двоих». Как мы видим, в теории коммунистического общества заложено практически непреодолимое противоречие, зреет предпосылка к паразитическому существованию, а, значит, и к эксплуатации человека человеком. С другой стороны, такая предпосылка к паразитированию за счет труда других будет действовать удручающе на тех, кто трудится честно и с полной отдачей на благо общества. Рано или поздно они придут к такому умозаключению: «Зачем нам работать, если мой сосед-бездельник и лентяй получает равное со мной вознаграждение? Получается, что я работаю за себя и за него. Он эксплуатирует мой труд. Имеет ли для меня смысл работать и дальше? Я больше не желаю работать так, как прежде». И будет совершенно прав в своих этих рассуждениях. Действительно, налицо социальная несправедливость.

Перейти на страницу: 1 2 3 4