Методы формирования государственных доходов.

Для производства общественных благ и регулирования хозяйства государству нужны деньги. Где взять эти деньги? Существует несколько источников дохода, которые формируют бюджет правительства.

Первейший и основной из них — налоги — обязательные платежи государству физических и юридических лиц. Подавляющую часть в государственных доходах занимают: подоходный налог, налог на прибыль, имущественные и социальные налоги. Различают налоги прямые и косвенные: прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества, а косвенные включаются в цену продукции (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы). Налог — самый простой метод формирования государственных доходов, но увеличение налогового бремени отрицательно сказывается на развитии экономики и приводит к увеличению недовольства со стороны населения.

Кроме налогов у государства могут быть еще и другие источники дохода, которые связаны с его участием тем или иным образом в рыночной деятельности.

1. Государство может владеть фирмами и получать прибыль от их деятельности. Например, если в государственной собственности находятся фабрики по производству спичек, то вся прибыль этих фабрик будет поступать в бюджет. Государство может установить государственную монополию (или регалию) на производство какого-либо блага и получать прибыль путем беспрепятственного повышения цены. Например, государство может владеть предприятиями, производящими спиртные напитки, и получать монопольную прибыль от продажи этого блага по высоким ценам.

2. Государство может объявить себя собственником всех природных ресурсов и взимать плату за их использование. Таким образом, рента будет не доходом какого-то частного владельца, а источником наполнения бюджета. Поскольку собственность на ресурсы не является священным правом отдельного лица, рента за использование природных ресурсов является вполне уместным видом дохода.

3. Государство может продавать государственное имущество, чтобы получить за это деньги. Сдавая государственную собственность в аренду, государство также получает определенный доход, который извлекается ровно столько времени, сколько данная собственность предоставляется в аренду. Если у государства есть запасы каких-либо драгоценностей (золота, драгоценных камней, произведений искусства) или ценных бумаг, оно тоже может продать их для получения денег. Указанный метод является высокорентабельным и прибыльным, но при его использовании экономика страны подвергается излишнему риску. Кроме того, государство способно продавать в частную собственность природные ресурсы (например, землю), которые принадлежат всему обществу.

К источникам дохода государственного бюджета можно отнести:

— неналоговые поступления, представляющие собой внебюджетный способ изъятия (например, при конфискации имущества в соответствии с судебным решением);

— кредит (государственные внутренние и внешние займы). Кредит — достаточно быстрый способ получения денежных ресурсов и не вызывает особого недовольства со стороны населения. Негативные последствия такого способа получения финансовых ресурсов в распоряжение государства проявляются не сразу. Любая форма долга государства приводит к увеличению потребности в денежных ресурсах в будущем.

— эмиссия денежных средств. Проводя эмиссию, государство может очень быстро пополнить свои запасы денег. Единственное, что сдерживает активное использование данного способа мобилизации средств — это инфляция, сопутствующая денежной эмиссии, которая вызовет в дальнейшем еще больший дефицит государственных средств и социальную напряженность в обществе.