Алюминиевая промышленность.

Алюминиевая промышленность в своем размещении все в большей степени отрывается от сырьевой базы и от потребителя металла. Потребителями изделий из алюминия и его сплавов, помимо авиационной промышленности, являются многие другие отрасли машиностроения — транспортное, электротехническое, а также строительство. Большинство потребителей алюминия размещается в европейских районах страны.

Эта отрасль цветной металлургии претерпела наибольшие сдвиги в своем размещении. Возникнув в годы первых пятилеток в европейской части страны у источников дешевой электроэнергии на Днепре и Волхове, частично на местном сырье, она перед войной и в годы войны переместилась на Урал (Каменск-Уральский, Краснотурьинск), в Западную Сибирь (Новокузнецк). В послевоенные годы она в силу своего тяготения к дешевым источникам энергии опять получила развитие в европейских районах (Кандалакша, Волгоград). С освоением дешевых источников топлива и гидроэнергии в восточных районах туда переместилось строительство самых крупных предприятий отрасли (Красноярск, Братск). Новые алюминиевые заводы также сооружаются в Восточной Сибири (Саянский). Восточные районы дают стране алюминий.

Российская Федерация обладает мощной алюминиевой промышленностью, занимает второе место в мире по производству алюминия, но не имеет достаточных для его обеспечения собственных, подготовленных для освоения сырьевых баз глиноземных и горнодобывающих мощностей. Созданные мощности по производству алюминия (3,4-3,5 млн. т в год в сумме с вторичным металлом) сейчас обеспечиваются собственным глиноземным сырьем примерно наполовину.

Это обусловливает необходимость крупных его закупок по импорту. Для нужд алюминиевой промышленности ежегодно закупается за рубежом около 2 млн. т глинозема и более 4 млн. т бокситов. За счет использования отечественного и привозного сырья Россия производит около 2,7 млн. т алюминия в год. Но для компенсации затрат на импорт сырья приходится реализовывать на внешнем рынке около 20% производимого в стране алюминия.

В перспективе возникнет сложное положение с обеспечением сырьем глиноземных и алюминиевых заводов. Баланс производства и потребления глинозема на ближайшие годы определяет его дефицит в 55-60%.

Таким образом, единый технологический цикл добычи алюминиевого сырья (бокситы, нефелины), производства полупродукта (глинозем), выплавки самого алюминия, получения из него проката и, наконец, использования последнего в отраслях-потребителях оказался территориально в значительной степени разорванным. Высокая материалоемкость отдельных стадий цикла (около 2 т глинозема на 1 т алюминия, 2,5 т бокситов или 4—6 т нефелинов, не считая известняков, на 1 т глинозема) и их топливоемкость не помешали возникновению чрезвычайно дальних перевозок, особенно глинозема, алюминия и изделий из него.[4]