Виды конкуренции.

1) свободную

2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится на:

1) ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посред­ством снижения цен);

2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания поку­пателей и

т. п.).

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоя­тельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вто­рых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и при­менить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIX в. свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий. При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем, во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990г. от­кровенно и резко заявил: «Те, кто говорит о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и, которое не смогло бы выжить».

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной конт­роль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок, как социальный и институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику.

Перейти на страницу: 1 2