Методика разработки бизнес-плана.

Переходя к данной теме, и, учитывая неоднозначность толкования понятия «методика разработки бизнес-плана» в экономической литературе, необходимо определиться с самим термином «метод» и «методика».

Так в подавляющем большинстве случаев авторы изданий и статей, посвященных именно методике бизнес-планирования, сводят данную категорию до уровня количества разделов в бизнес-плане и их примерного содержания.

Между тем в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дано следующее определение понятию «метод»:

«Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. Способ действовать, поступать каким-нибудь способом».

«Методика» же определена как:

«Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь».

С этой точки зрения необходимо отметить, что под методикой бизнес-планирования следует понимать не только и не столько требования по содержанию бизнес-плана, сколько совокупность приемов и их последовательность, применяемых при разработке бизнес-плана.

В настоящее время на рынке России из западных методик наибо­лее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающих­ся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований.

Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ по субсидированию приобретений современных технологий.

Важную роль сыграло и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки.

Можно выделить основу (ядро) всех вышеперечислен­ных методик составления бизнес-планов и провести детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России. Именно таким ядром (основой) всех вышеперечисленных методик состав­ления бизнес-планов являются следующие разделы:

· финансовый план;

· план по маркетингу;

· производственный план;

Органично связанные организационным пла­ном (конкретной схемой реализации проекта), с со­ответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти осново­полагающие ключевые разделы и заложили фунда­мент российских стандартов формирования бизнес-планов.

В настоящее время в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методи­ческими рекомендациями UNIDO. Тем не менее го­лод на подобную литературу не удовлетворен. Это связано с тем, что разработка бизнес-планов являет­ся для российских предпринимателей занятием новым.

Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно сы­рые, а некоторые с ошибками. Многие из них объе­диняет следующее:

· в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);

· в общих чертах говорится о том, как и что нужно написать в каждом разделе;

· приводятся примеры написания бизнес-плана;

· в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;

· рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд со­путствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и исходя из общих рекомендаций, а затем разработать бизнес-план.

В настоящее время руководителей, имеющих современные экономические знания, владеющих методикой разработки бизнес-планов, имеющих время и желание этим заниматься, явно не хватает. Работа над бизнес-планом требует от руководителя определенных усилий и времени. К тому же требова­ния со стороны инвесторов различны. Российские коммер­ческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в ко­торую закладывает свои требования. Некоторые бан­ки считают необходимо вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах: российской и ино­странной, другие в одной (большее предпочтение иностранной), нет единого подхода к расчетам рис­ков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основ­ном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталки­вается руководитель сам разработавший бизнес-план. Так как банки не говорят об условиях кредитова­ния без наличия бизнес-плана, то руководители вы­нуждены заказывать бизнес-планы у консультационных фирм.

Перейти на страницу: 1 2