Этапы приватизации

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предпри­ятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преиму­щественно в безвозмездной форме, посредством приватизацион­ных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% насе­ления (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоми­нированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предпри­ятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51 % акционерного капитала своих пред­приятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежа­ли преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобрете­ние акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развер­тыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в ре­зультате глубокого экономического кризиса низкая платежеспо­собность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили боль­шой активности в приобретении таких акций российские и ино­странные инвесторы.

Малая приватизация

Малая приватизация не достигла своей главной экономичес­кой и социальной цели — создать мощный средний класс, кото­рый во всех развитых странах является важнейшей опорой обще­ства, гарантом его стабильного развития. Многочисленные прояв­ления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по рос­сийскому законодательству к таковым причисляются в зависимос­ти от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые пред­приятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономи­кой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельно­го населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия со­здания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.

Большая приватизация

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказа­лись итоги большой приватизации. С одной стороны, положитель­ным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. При­чем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, по­средством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собст­венности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффек­тивность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежали сво­бодной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального рассло­ения общества, а с другой, что еще хуже, — способствовало бы­строй криминализации российской экономики.

Перейти на страницу: 1 2