Итоги приватизации

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второ­го стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безус­ловно доминирует в экономике РФ и является основой дальней­ших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принци­пиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возмож­ность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая даль­нейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осущест­вленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный харак­тер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне за­кономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным ис­точником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации при­шлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.

В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравне­нию с промышленностью и сферой услуг.

Бывшие советские колхозы, как правило, пошли по пути пре­образования в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделен зе­мельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Од­нако фактически земля и производственное имущество по-преж­нему используются коллективно. Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это в условиях глу­бокого экономического кризиса единственно возможным спосо­бом выживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановому диктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельными товаропроизводителями, от ко­торых целиком зависит благосостояние их членов.

Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе не ис­пользовавшихся ранее или брошенных сельскохозяйственных уго­дий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателя противодействуют многочисленные фак­торы, прежде всего утрата российским крестьянством традиций частного хозяйствования в результате насильственной коллекти­визации 1929—1933 гг., объективные трудности выживания в оди­ночку вследствие необычайной дороговизны в нынешних кризис­ных условиях кредитов и аграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники для фермеров, неурегулирован­ность поземельных отношений. Так, нынешний Земельный ко­декс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного на­значения. Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой пер­спективе должно развиваться как смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менее контрпродуктивной, чем бывшая коллективизация.