Современные тенденции и перспективы

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспеш­но. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватиза­ционного законодательства, злоупотребления и другие негатив­ные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точеч­ный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае го­сударственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую оче­редь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), ко­торый безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо пре­творяются в жизнь.

Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остаю­щихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности госу­дарства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важней­шие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособ­ности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация ко­торых запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших част­ных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.

К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь со­зданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах тор­говли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показыва­ют, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необ­ходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточ­ную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безус­ловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми воз­можностями государства. По мере преодоления финансового кри­зиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить много­численные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зави­сит будущее России.