Проблемы   интеграции   национальной   экономики   в   мировую экономическую систему.

Научный взгляд на проблему международной интеграции. Мировые организации: МВФ, ВТО и ОСЭР. Европейское направление: ЕЭС. Итоги иразмышления. Национальную экономику можно рассматривать, как систему, обращенную «вовнутрь», и как звено мирового хозяйства, т.е. как открытую систему.Нахождение компромисса между этими двумя подходами издавна занимало умы ученых. Чем глубже страна или регион интегрированы в мировую экономику, тем шире они могут использовать возможности международного разделения труда и свои сравнительные преимущества. К сожалению, доля российского экспорта вмировом снизилась до 1%. В конкурентные показатели открытости национальной экономики входят внешнеторговая квота в ВНП, доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним. Интеграция в мировую экономическую систему – это сотрудничество с мировыми экономическими организациями, выход на мировой рынок и постепенное вхождение в эти организации в качестве полноправного члена и таким образом, выход национальной экономики на уровень развитых стран. Для экономических отношений между странами, несомненно, важна внешняя торговля, для которой, в свою очередь, важно все то, что связано с валютой, т.е. курс и обмен. Поэтому первым в ряде мировых экономических сообществ стоит Международный валютный фонд ( МВФ ). Он был создан в 1946 г. и тогда его членами являлись 44 государства. Сейчас их количество возросло до 170. Статья 8 устава МВФ предусматривает введение страной-участницей полной конвертируемости свой валюты. Россия движется в этом направлении. Вслед за внутренней конвертируемостью вступили в силу разрешения на ввоз и вывоз рублей иностранной валюты в размере 35 млн. руб.; уполномоченные банки получили право на перевод рублей за границу и обратно; через корреспондентские счета они могут проводить операции с деньгами клиентов из других стран (в том числе из стран ближнего зарубежья). Другой не менее важным мировым экономическим сообществом является всемирная торговая организация (ВТО). Она объединила в 1994 г. ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ГАТС (Соглашение по торговле и услугам) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Сегодня ВТО насчитывает 125 стран-участниц. Членство в ВТО позволяет обрести свободный выход на рынок государств- участников. Согласно оценкам, из-за его отсутствия Россия теряет около 1,5 млрд. долл. каждый год. Вступление в организацию облегчит, вероятно, также и доступ нашей технологии на внешние рынки.[4] Но вместе с тем страна, вступающая в Торговую организацию, должна обеспечить либерализацию импорта (сокращение тарифов и ограничений на ввоз), снятие скрытого субсидирования экспорта и т.д. В отличие от ГАТТ ВТО не пользуется поддержкой ООН, свободна от предоставления кому-либо особых прав ( преимуществ ), но имеет право путем переговоров достичь взаимоприемлемого баланса интересов между ВТО и ее участником, между отдельными партнерами – членами ВТО. Эта организация готова помочь России приспособиться к мировой рыночной экономике. С 1964 г. существует еще одна престижная экономическая организация, в которую России необходимо вступить – это Организация экономического сотрудничества и развития ( ОСЭР ). В 1996 г. она насчитывала 28 участников. Она объединяет индустриально развитые государства и занимается подготовкой международной статистики, исследованиями, выработкой рекомендаций по вопросам международной стратегии, проектов помощи экономически слаборазвитым странам. Наша страна подала заявку на вступление в ОСЭР, но по этому поводу могут возникнуть сложности, т.к. одним из условий приема является полная конвертируемость валюты. Не менее важным для российской интеграции в мировую экономическую систему является европейское направление. Здесь приоритетной организацией является Европейский экономический союз ( ЕЭС[5]). Он был образован Германией, Италией, Францией и странами Бенилюкса[6] в 1958 г. Для создания общего экономического рынка. Сейчас в нем состоят 15 стран ( 1996 г. ). Он также первопроходец в области интеграционных группировок, которые являются свидетельством высокой степени взаимозависимости и одновременно средством управления ею. Сейчас Россию и Европу связывает не только традиционная хозяйственная взаимозависимость. Существует также ряд общеевропейских проблем, которые требуют совместных действий. Западная Европа получает российский газ по трансевропейскому газопроводу. В перспективе – создание единой энергосистемы. Необходимо к тому же строительство единой транспортной сети, позволяющей европейцам использовать экономически рациональные перевозки товаров и пассажиров на Восток. В силу географической, континентальной близости страны Евразии не могут решать в одиночку свои экономические проблемы. Поэтому летом 1994 г. на острове Корфу было заключено рамочное соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, его продолжением стало действующее сегодня Временное соглашение о торговле. Проблемой остается дисбаланс: ЕС ввозит в Россию товаров на 380 млн. долл., но принимает у себя российской продукции лишь на 140 млн. долл.[7] Полноправное членство в ЕС для нашей страны маловероятно. На этосуществует ряд вполне объективных причин, обусловленных нашими традициями,хозяйственной структурой, спецификой и величиной. Во-первых, структура этойорганизации очень хрупка, и члены «Европы 15-ти» боятся, что вступлениеновых членов нарушит с таким трудом достигнутый баланс интересов. И решениео приеме туда России было бы самоубийственным, потому что внедрение столькрупного тела разом разрушило бы его не очень прочную структуру. Во-вторых,наша страна органически не способна соблюдать «acquis communautaire», т.е.обязательства по членству в ЕС (а они там очень суровые ). В таком случае,нужно ли России членство в объединении, которое потребовало бы от неепринятия на себя заведомо невыполнимых обязательств? К тому же Союз весьмаспецифично относится к принятию политически нестабильных государств.Демократия и стабильность были провозглашены как предварительные условиявхождения в группировку. Также имеется некоторый опыт в области валютного сотрудничества между нашей страной и ЕС: мы получаем кредиты в ЭКЮ, в ЭКЮ же номинирован минимальный капитал коммерческих банков России. Не исключено, что после перехода Европы на новую валюту и пересчета в нее всех наших внешних долгов, а также достижения нами некой стабильности рубля ЕВРО превратится в валютного лидера для российской денежной единицы, в резервную валюту. До сих пор наша страна экспортирует невозобновляемые ресурсы: нефть,природный газ и т.п. Выход здесь только один: использовать так называемые «нефтедоллары» для развития наукоемких отраслей и направлять в Европу не составы древесных плетей, а качественную деловую древесину и полуфабрикаты. Необходимо также искать возможности для экспорта на мировом рынке продукции обрабатывающей промышленности – изделий из льна, кожи, натуральной косметики и т.д. И конечно же, приспосабливаться к рынку современных технологий, в том числе информационных (самолетов, компьютерных программ и т.д.). Нужно свести к нулю зависимость от зернового импорта. В числе первоочередных задач находится и привлечение иностранного капитала,достижение такого состояния, при котором российские ценные бумаги котировались бы на международных рынках не менее успешно, чем во времена Столыпина и Витте.