Последствия слияния и поглощения компаний.

Т.о., понятие поглощение охватывает приобретение всего предприятия, отдельных его частей, а также стратегическое участие в капитале (прямые инвестиции). Слияние в свою очередь представляет особую форму поглощения, при которой приобретаемая компания лишается юридической самостоятельности. Часто поглощение обозначается как приобретение, которое может проводиться при поддержке менеджмента целевой компании или вопреки его выраженному желанию. В настоящее время значительное количество крупных слияний и поглощений имеет международный характер и осуществляется в связи с этим часто в соответствии с международными. В сделках по слияниям и поглощениям используется различные способы оценки компании. Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей истории носили волнообразный характер. В настоящее время мировую экономику захлестнула очередная волна слияний и поглощений: она началась со второй половины 90-х годов прошлого столетия и пик ее пришелся на 2000 г.

В заключение данной главы отметим, что эффект синергизма имеет далеко идущие последствия. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирая товары и рынки, обладает высокой гибко­стью в выборе конкурентной позиции. Она может завое­вать большую долю рынка благодаря низким ценам, может позволить себе затратить больше средств на исследования и разработки, чем конкуренты, может максимизировать нор­му возврата инвестиций и тем самым привлечь к себе ин­весторов. И все это можно сделать, сохраняя конкуренто­способность по отношению к компаниям, которые не так ответственно подходят к выбору товаров и рынков. Существуют два способа измере­ния синергетического эффекта: либо оценка сокращения затрат при совместном ведении операций при данном уров­не дохода, либо оценка увеличения прибыли при данном уровне инвестиций. Есть два основных фактора, приводящих к синергизму. Первый представляет собой преимущество масштаба — в боль­шинстве операций расходы на единицу продукции сокра­щаются при увеличении объема производства. К примеру, при закупке больших партий возможны скидки, при произ­водстве больших партий товара сокращаются прямые из­держки. Второй, более тонкий эффект синергизма связан с рас­пределением бремени накладных расходов по нескольким продуктам. Это возможно, так как в большинстве функций, приводящих к накладным расходам, требуется приложить определенный минимум усилий, чтобы получить необходи­мый результат. Если этого результата можно добиться по­средством диверсификации, при которой используются уже имеющиеся накладные функции, достигается экономия и в новом, и в старом бизнесе. Очевидно, что эффекты синергизма симметричны. Например, когда материнская компания пе­редает полученные результаты исследований дочерней, по­следняя может предоставить в ответ свои каналы распреде­ления для реализации продукции «родственницы». Чаще всего считают, что синергизм — самый быстрый способ ускорения роста без дополнитель­ных инвестиций, и упускают из виду возможность сниже­ния с его помощью затрат на производство уже имеющих­ся продуктов. Это предположение основано на взаимном использовании существующих навыков и возможностей фирмы, приобретение которых в противном случае может привести к высоким первоначальным вложениям.

Перейти на страницу: 1 2