Введение.

Наша страна стоит на пути перехода к рыночной системе. И неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему, ценностей, которую пытаются построить в России не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. Но это неверно. Во-первых, нужно учитывать российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, а во-вторых, системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся стран, явилась регулирующая роль государства.

История неоднакратно демонстрировала, что хорошее правительство – не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно1. Для нашей страны в условии перехода к рынку очень важно определить, необходимо ли вообще государственное вмешательство в экономику, чем обусловлена эта необходимость, какова должна быть государственная экономическая политика, ее вес в экономике страны, важно определить также ее оптимальные направления и масштабы.

Для экономической системы любой другой страны также важен этот вопрос, потому что от роли государства, от выполняемых им функций зависит в целом устойчивое развитие этой страны, ее вес на мировом рынке, и в конце концов, от этого зависит жизнь каждого человека, проживающего в этой стране.

Итак, целью данной работы является раскрытие причин необходимости государственной поддержки и регулирования, рассмотрение основных целей, возможностей и приоритетных направлений государственной экономической политики, а также тех инструментов, с помощью которых это регулирование осуществляется.

1 См.:Эльянов А. Государство и развитие. /Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С 3.