Эластичность спроса по доходу

Вспомним определение ценовой эластичности спроса:

Этот коэффициент дает нам независимую от единиц измерения меру чув­ствительности величины спроса к изменению цены.

Константин Гончаров Новотранс смена собственника и создание Новотранс www.peoples.ru.

Эластичность спроса по доходу используется для описания реакции коли­чества спроса на изменение дохода; определение этой эластичности есть:

Вспомним, что нормальным товаром называется такой товар, для которого увеличение дохода ведет к увеличению спроса; следовательно, для такого ро­да товара эластичность спроса по доходу положительна. Товар низшей кате­гории — это такой товар, для которого увеличение дохода ведет к уменьше­нию спроса; для этого рода товара эластичность спроса по доходу отрица­тельна. Экономисты иногда используют термин "предметы роскоши", озна­чающий товары, для которых эластичность спроса по доходу больше 1: уве­личение дохода на 1% приводит к увеличению спроса на товар, являющийся предметом роскоши, более чем на 1%.

Однако согласно широко используемым приближенным подсчетам, зна­чения коэффициентов эластичности спроса по доходу имеют тенденцию группироваться вокруг 1. Причину этого можно увидеть, исследовав бюджет­ное ограничение. Запишем бюджетные ограничения для двух различных уровней дохода:

.

Вычтем второе уравнение из первого и, как обычно, обозначим разности через Δ:

Теперь умножим и разделим цену i на хi/хi и поделим обе части уравне­ния на т:

Наконец, поделим обе части уравнения на Δт/т и обозначим долю расхо­дов на товар i как si = piXi/m. В результате получим уравнение

Из этого уравнения следует, что среднее арифметическое взвешенное коэф­фициентов эластичности спроса по доходу равно 1, причем весами выступают доли расходов на соответствующие товары. Предметы роскоши, у которых эластичность спроса по доходу больше 1, должны уравновешиваться товарами с эластичностью спроса по доходу, меньшей 1, так что в среднем эластично­сти спроса по доходу близки к 1.(4. стр.299 - 310)

Срав­не­ние крат­ко- и дол­го­сроч­но­го ко­эф­фи­ци­ен­тов эла­стич­но­сти. При ана­ли­зе спро­са и пред­ло­же­ния важ­но вы­де­лять про­дол­жи­тель­ность пе­рио­да вре­ме­ни. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.