Монополистическая конкуренция и поведение фирмы

Рассмотренные ранее чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правила, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них находятся где-то "посерединке", имея черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Таковой является монополистическая конкуренция, имеющая в основном черты чистой конкуренции, к которым примешивается небольшая доза монопольной власти.

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один, но и не масса продавцов, число производителей продукции умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет поэтому ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора по согласованным действиям в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и влияние каждой отдельно взятой фирмы не может быть значительным.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта за счет различий качества изготовления, объема оказываемых при продаже товаров услуг, размещения рыночной точки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и фирменные клейма оберегает товары от копирования и подделок.

По масштабам рынок монополистической конкуренции достаточно велик, ибо вхождение в данную отрасль является достаточно простым. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей[3,с.151-152].

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста[2,с.58].

Когда речь заходит о поведении фирм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема производства. При этом фирмой учитываются, прежде всего, такие факторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискнет установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом степень дифференциации продукта, т.е. наличие вариантности его изготовления и типов продажи.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

В долговременном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Механизм действия рынка таков. В краткосрочном периоде прибыли фирмы, ориентированные на предельные издержки, побудят другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это продолжится до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Экономическая ситуация, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого МК = =МС, в долговременном периоде достигается положение равновесия.

Перейти на страницу: 1 2