Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция. Различают два типа конкуренции: совершенную и несовершенную. В современных условиях преобладает несовершенная конкуренция. Можно выделить следующие ее особенности. Ремонт Pulsar сервисные центры Pulsar.

1.Несовершенная конкуренция возникает в условиях соревнования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней задают тон продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом и возможность манипулировать ценами.

2.В условиях несовершенной (монополистической) конкуренции расширяется диапазон целей конкурирующих фирм. Конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3.Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства и технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4.Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция- это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители маневрируют, манипулируют ценами, устанавливают теневые цены, тайно уменьшают их на разных рынках. Неценовая конкуренция-это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений НТП. Применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, I, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, ограничивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Первый подход, относящийся к началу XX в. и получивший развитие в политэкономии империализма, рассматривает монополию как тип фирмы. Согласно этой точке зрения, монополия представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или нескольких отраслях) в какой-либо стране пли в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Другая трактовка понятия "монополия", более распространенная в современных экономических исследованиях, исходит из экономического поведения фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика[1,с.137-139].

Перейти на страницу: 1 2