Монополии в экономике Беларуси и проблемы ценообразования

Размер доходов, получаемых внешнеэкономическими фирмами-монополистами, зависит от уровня цен, по которым эти товары будут продаваться в зарубежных странах

Поскольку по фиксированным ценам вынуждены продавать свои товары не только государственные предприятия, но и негосударственные структуры, введение монополии во внешнеэкономической деятельности позволяет внешнеэкономическим фирмам-монополистам перераспределять доходы в свою пользу, ослабляя при этом финансовый потенциал непосредственных производителей.

При установлении нижней границы цен для поддержки низкоэффективных предприятий важно исходить не из желания поддержать наиболее слабые предприятия, а руководствоваться необходимостью поддерживать достаточную доходность в среднем по отрасли. При этом нецелесообразно ориентироваться на уровень издержек "слабых" предприятий, так как в этом случае "сильные" и "средние" производители получат за счет потребителей необоснованно большие прибыли. В свою очередь, потребители переложат дополнительные издержки на своих потребителей и так далее по цепочке. Хотя в любом случае установление нижней границы цены на товар приведет к общему росту цен в стране, однако при границе цены на уровне издержек "слабых" предприятий произойдет значительно большее ускорение темпов инфляции по сравнению с вариантом фиксирования цены на уровне среднеотраслевой рентабельности.

Нижнюю границу цены можно устанавливать только на товары с низким эластичным спросом. На рисунке 3 показано, что в этом случае выручка предприятия при продаже товара по установленной государством цене Рg возрастает значительно больше (прямоугольник В) по сравнению с выручкой, теряемой при отказе от продажи товара по равновесной цене Ро (прямоугольник А).

Противоположная ситуация складывается при высокоэластичном спросе. В этом случае установление государством нижней границы цены выше ее равновесного уровня приведет к значительному падению спроса на товар, в результате чего выручка от реализации товара по государственной цене (прямоугольник В) окажется значительно меньше выручки, теряемой в результате отказа от реализации товара по равновесно цене (прямоугольник А).

Рисунок 3:

Изменение выручки при установлении нижней границы цены

в зависимости от эластичности спроса

Установление государством нижней границы цены ориентирует производителей на избыточное предложение товара и на нерациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Действительно, при прочих равных условиях при цене Р8 предприятие ориентировано на объем производства QР, хотя потребители приобретут только количество товара, равное Qg. Если предприятие при планировании объемов производства будет ориентироваться на объем производства Qр, и даже при низкоэластичном спросе оно потерпит убытки значительно большие, чем увеличит выручку от продажи товара по государственным ценам (площадь прямоугольника QgDgSрQp значительно больше площади прямоугольника В). Таким образом, устанавливаемые государством цены перестают быть ориентиром для объемов производства, и их следует учитывать при определении спроса на продукцию в тех редких случаях, когда они соответствуют равновесным ценам.

Из вышеизложенного следует, что виды деятельности, которые в нормальных условиях являются достаточно прибыльными, при недостаточно продуманном административном регулировании цен могут превратиться в убыточные. В результате предприятия, которые могут достаточно просто просчитать динамику равновесных цен в долларовом эквиваленте, не способны прогнозировать действия государственных инстанций по ограничению уровня цен, ставящих их на грань разорения. Попытки административного регулирования цен или искусственно­го ограничения рентабельности, какими бы благими порывами эти меры не объяснялись, в конечном счете искажают цены, лишая субъектов хозяйствования возможности вложения средств в действительно перспективные и рентабельные виды деятельности и в конечном счете снижают эффективность всего народнохозяйственного комплекса. При отсутствии свободного ценообразования экономика приобретает административно-директивный характер, когда эффективность протекания всех хозяй­ственных процессов определяется государством, а не реальной деловой активностью субъектов хозяйствования. Причем, принятие решения органами государственного управления осуществляется прежде всего в ин­тересах субъектов хозяйствования, получивших в силу тех или иных при­чин преференции в своем виде деятельности. Эти монопольные хозяйственные структуры не только влияют на государственные решения, но и склоняют государство к авторитарным системам управления и дирек­тивному руководству экономикой. Таким образом они пытаются уничтожить имеющихся конкурентов и предотвратить возникновение новых структур, которые могли бы за счет более эффективной деятельности занять свою экономическую нишу в национальной экономике. Поэтому государственное регулирование цен на практике целесообразно только для противодействия ограничению объемов производства и завышению цен выше равновесных со стороны монополий. Классик исследования проблем рынков несовершенной конкуренции Дж. Робинсон отмечала, что "цель контроля над ценами заключается в том, чтобы вынудить монополиста произвести возможно большее количество продукции". Но стремление принудить монополистов к увеличению объемов производства не должно вести к разорению немонополизированных субъектов хозяйствования, что часто происходит при недостаточно продуманном политике регулирования цен[5,с.173-192].

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9