Результаты воспроизводства на микроэкономическом уровне

Валовая продукция – это совокупность всех материальных благ и услуг, созданных коллективом данной фирмы за определённый период времени.

В реальной жизни, в условиях работы фирмы на рынок, валовая продукция принимает модифицированную денежную форму, т.е. всегда можно поставить вопрос о том, какова стоимость валовой продукции фирмы, произведённой ею за тот или иной период. Помимо денежной формы валовой продукции следует особо выделить товарную и реализованную продукцию. Товарная продукция есть та часть валовой продукции, которая готова к реализации на рынке. Количественно товарная продукция меньше валовой на ту её часть, которая потребляется предприятием на собственные нужды. Реализованная продукция есть та часть товарной продукции, которая уже продана. Разумеется, в каждый момент товарная и реализованная продукция количественно могут не совпадать. Валовая продукция состоит из двух частей: материальные затраты и чистый продукт. Её внешним стоимостным выражением являются заработная плата и другие виды оплаты труда.

Материальные затраты – это стоимость, созданная прошлым трудом и перенесённая в стоимость нового товара. Иными словами, это стоимость, воплощённая в потребляемых материальных факторах производства. В свою очередь материальные затраты включают в себя две части: амортизацию, т.е. ту часть стоимости основных фондов, которая перенесена в стоимость нового товара, и стоимость материальных оборотных производственных фондов ( сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.), которая в каждом цикле кругооборота переносится в стоимость нового товара целиком.

Чистый продукт – это стоимость, созданная живым трудом работников данного предприятия. В стоимостном (денежном) выражении чистый продукт представляет собой вновь созданную стоимость, которую в западной экономической литературе часто называют добавленной стоимостью, а в российской литературе – валовым доходом. В свою очередь чистый продукт по конечному использованию можно было бы разделить на две части: необходимый продукт и прибавочный продукт.

Необходимый продукт – это та часть чистого продукта, которая требуется для воспроизводства рабочей силы работников предприятия.

Прибавочный продукт – это часть чистого продукта, которая превышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества. Внешним стоимостным выражением прибавочного продукта выступает чистый доход, который в последующем расщепляется на прибыль, процент и ренту, предпринимательский доход и налоговую часть. Соотношение между прибавочным и необходимым продуктами показывает, какую часть чистого продукта коллектив работников предприятия использует непосредственно на себя, а какую часть – на социальные и экономические нужды фирмы и общества в целом.

В процессе кругооборота и оборота капитала (фондов) валовая продукция и её модифицированные выражения – товарная и реализованная продукция – в конечном счёте, расщепляются на две части: издержки предприятия и прибыль. В издержках аккумулируются все затраты фирмы, которые необходимы ей при очередном новом цикле кругооборота капитала (фондов) в пределах простого воспроизводства. В издержках объединяются:

а) все материальные затраты фирмы;

б) весь необходимый продукт, т.е. все виды оплаты труда;

в) часть прибавочного продукта и соответственно часть чистого дохода, которую фирма должна передать собственникам заёмного капитала, а также государству (процент, рента, налоги). Оставшаяся часть чистого дохода образует прибыль, которая характеризует чистый, абсолютный эффект деятельности данной фирмы, ибо количественно прибыль представляет собой разность между стоимостью валовой продукции и общими, суммарными издержками. Иными словами, прибыль – это превышение результата над затратами.

Общий результат воспроизводства и его структуру на микроэкономическом уровне условно можно представить в виде схемы (рис. 1).

Перейти на страницу: 1 2