Туризм и ВНП, ВВП

Расчёт ВНП (ВВП) по расходам:

ВНП (ВВП) = С + I + Y + X,

где С – потребительские расходы населения на приобретение благ и услуг, необходимых для удовлетворения его материальных и духовных потребностей, а также предназначенных для развития и совершенствования личности.

Объективно эти расходы включают и расходы, связанные с приобретением туристских продуктов, туристских товаров и услуг. Общая сумма потребительских расходов, которые несёт турист или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения, как известно, образуются туристские расходы. Туристские расходы – один из важнейших элементов статистики туризма.

Несмотря на существующую дискуссионность по вопросу о составе туристских расходов, в зависимости от типа туризма и стадии путешествия, на которой турист несёт эти затраты, выделяют:

а) международные туристские расходы, связанные с въездным и выездным туризмом;

б) внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране (внутренний туризм, социальный туризм и т.д.).

Следует подчеркнуть, что в рекомендациях ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчётов в качестве парного им используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.

В целом же развитие въездного, внутреннего, в том числе социального, туризма обеспечивает рост доходов населения на покупку национальных туристских продуктов, товаров и услуг, что способствует росту ВНП. Стратегия развития въездного туризма, в конечном счете, сокращает ВНП.

I – валовые частные инвестиции в национальную экономику, представляющие сумму затрат фирм на увеличение основного капитала и материальные запасы. Значительная их часть сегодня направляется на развитие предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Например, только в рамках программы «Золотое кольцо Москвы» в ближайшее время в столице России будет построено 12 новых высококлассных отелей. Растут инвестиции и в другие составляющие туристского комплекса. Все они представляют собой инвестиции в туризм или «туристские инвестиции». Причём их рост обеспечивает как прямое, так и косвенное увеличение ВНП за счёт эффекта мультипликации.

Y – закупки товаров и услуг органами государственной власти или расходы правительства. Определённая часть таких затрат также связана с туризмом, например деловым, оздоровительным, и может либо увеличивать ВНП или сокращать его. Так, затраты на закупки национальных турпродуктов увеличивают ВНП, а иностранных – уменьшают его.

X – чистый экспорт, то есть стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени и проданных за рубеж за вычетом стоимости импортных товаров и услуг. Величина чистого экспорта, в свою очередь, напрямую зависит от развития иностранного туризма (въездного и выездного). Развитие въездного туризма заметно увеличивает чистый экспорт и ведёт к росту ВНП. Преобладание выездного туризма, напротив, значительно сокращает чистый экспорт и как следствие уменьшает ВНП.

Изложенное, таким образом, свидетельствует о том, что туризм, так или иначе, связан со всеми составными элементами расчёта ВНП по расходам. Более того, туризм при определённой стратегии развития может либо увеличивать ВНП, либо его сокращать, а следовательно, оказывать на национальную экономику либо положительное, либо отрицательное воздействие.

Рассчитанный по доходам, ВНП представляет собой общую для страны сумму расходов на личное и хозяйственное потребление всей массы созданных за определённый период товаров и услуг.

Расчёт ВНП (ВВП) по доходам:

ВНП (ВВП), рассчитанный по доходам, представляет собой общую сумму доходов, получаемых владельцами факторов производства, создавшими всю массу национального продукта.

ВНП (ВВП) Y= W + R + I + P,

Где Y – валовой национальный доход; W – заработная плата; R – рента; I – банковский процент; P – прибыль.

Кроме этого, в ВНП, рассчитанный таким способом, обычно включают косвенные налоги и амортизацию, хотя они и не принимают форму доходов.

Перейти на страницу: 1 2