Стабилизация рубля в России.

Нельзя не признать, что разумная валютно-курсовая политика играет существенную роль в развитии эко­номики. Поэтому очевидно, что эта политика должна способствовать решению следующих задач:

1.

Защита от иностранной конкуренции национального производ­ства (протекционизм).

2.

Стимулирование экспорта и тем самым способствовать улучшению платежного баланса и накоплению валютных резервов (экспортная экспансия).

3.

Иностранные инвестиции: стимулировать приток иностранного капитала.

На первый взгляд может показаться, что все три цели обеспечиваются понижением курса национальной валюты (девальвацией). Конкретнее, в нашей ситуации речь идет о том, чтобы государство содействовало повышению курса доллара, опережающему рост внутренних цен.

Механизм воздействия девальвации на экономику хорошо известен. Более высокий курс доллара (и других конвертируемых валют) дает экспортерам дополнительную выгоду при обмене иностранной валюты на рубли (или позволяет им снижать цены в валюте), заставляет импортеров покупать доллары дороже и тем самым уменьшает выгодность импорта, делает для иностранных инвесторов более рентабельными рубле­вые инвестиции. Но этот эффект носит услов­ный характер и может дать благоприятные последствия лишь при весьма специфи­ческих условиях. Таких условий в России нет.

Едва ли понижение курса рубля может быть сколько-нибудь эффективным орудием защиты внутреннего производства. В условиях инфляции и слабости внутренней конкуренции рост издержек импорта сравнительно легко перекладывается на потре­бителя. Интенсивный спрос, созданный десятилетиями отрыва от мирового рынка, мало реагирует на повышение цен импортных товаров. Импортные пошлины и, воз­можно, прямые ограничения импорта могут быть более подходящими орудиями про­текционизма того типа, который нам нужен.

Российские промышленные товары мало конкурентоспособны на внешних рынках не столько по ценам, сколько по качеству, дизайну, комплектности и регулярности поставок и т.п. Что касается экспорта сырья, то можно сделать выводы

из недавнего опыта, что происходит при низком курсе рубля и вытекающем из этого превышении мировых цен над внутренними: хищническая продажа за рубеж с укрывательством валютной выручки, сбыт по демпинговым ценам. По экспорту тоже нужна хорошо разработанная программа диверсификации (уменьшение риска путем объединения ссудной и инвестиционной деятельности целой группы заемщиков) и стимулирования, а не валютные мани­пуляции.

Столь же сомнителен эффект девальвации с точки зрения привлечения иностран­ного капитала. Если даже не принимать во внимание аргумент, что это усилит "распродажу России", совершенно очевидно, что в современных условиях притоку иностранного капитала мешает не курс рубля, а хорошо известные экономические, политические и криминальные факторы.

Если положительные эффекты понижения курса рубля сомнительны и малове­роятны, то отрицательные, напротив, вполне очевидны. Прежде всего, он является в наших условиях мощным фактором инфляции и ухудшает возможности какой-либо финансовой стабилизации. Усиливается и без того катастрофический уход валютных средств за границу и накопление наличной валюты у населения.

Абсолютно противопоказаны любые меры экономической политики, способные увеличить темп инфляции. Совершенно очевидно, что крах рубля даже небольших масштабов имел бы для России крайне негативные международные последствия различного рода — от ухудшения перспектив экономической интеграции СНГ до окончательного под­рыва наших позиций в международных финансовых организациях и на рынках капи­талов.

Проанализировав разнообразные меры валютно-курсовой политики, можно сделать вывод, что она может заключаться в умеренном сдерживании падения курса рубля и поддержании примерного соответствия между ростом курса доллара и повышением внутренних цен. Если когда-либо удается добиться снижения инфляции хотя бы до 1—1,5% в месяц, тогда можно говорить о какой-то стабилизации курса рубля.

Для улучшения положения рубля в российской экономике необходимо проводить политику благоприятного инвестиционного климата, что заключается:

1)

В устойчивой стабилизации и последующем оживлении производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

2)

В осуществлении комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;

3)

В четком разграничении сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:

а) выделение средств на развитие федеральной собственности;

б) в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

Перейти на страницу: 1 2