Понятие спроса

2. Изменение числа покупателей. Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

3. Изменение дохода. Пример: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низкой категории, как капуста, репа, восстановленные автомобильные шины, ношеная одежда.

4. Изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.

5. Изменение в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.

А, например, увеличению спроса на нефть в США в настоящее время способствуют организационно-технические (низкий уровень налогообложения энергоресурсов), демографические (рост численности населения) и технологические (рост моторизации) факторы [25 с. 146].

Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение же спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении. Это представлено на рисунке 2.

Так при изменении цены с P1 до P2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.

Рисунок 2 – Изменение величины спроса изменение спроса

Условные обозначения:

1 – изменение объема спроса;

2 – изменение спроса.

Целесообразно отметить, что спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса

по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %), расчет производится по формуле (1) [23 с. 109].

Q%

Kэ с = , (1)

P%

где Кэс – коэффициент эластичности спроса, %;

Q% - процентное изменение количества товара;

P% - процентное изменение цены.

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице. И, наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q ) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).

Перейти на страницу: 1 2 3