Заключение

Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство. Способ достижения этой цели, т.е. функция системы экономической интеграции, должен включать ряд составляющих. Так, участие Республики Беларусь в системе экономической интеграции европейских стран, либо стран СНГ и ЕврАзЭС позволит достичь указанной цели лишь в том случае, если сделает ее экономику достаточно открытой для связей с третьими странами, будет стимулировать участие нерезидентов в развитии национальных хозяйств и резидентов – во внешнеэкономических отношениях, а также поощрять совместное завоевание рынков третьих стран, совместное присоединение к общепринятым правилам осуществления международных экономических отношений, станет способствовать вхождению национальных хозяйств в мировую экономику, особенно в мировое информационное, телекоммуникационное, лицензионное, патентное, научно-техническое, транспортное пространство, в мировой финансовый рынок и рынок высококачественной рабочей силы, в мировое наукоемкое производство товаров и услуг. Вместе с тем в условиях глобализации система экономической интеграции с участием Республики Беларусь должна сохранить протекционализм за счет создания более благоприятных условий развития на территории региона и повышения гибкости нетарифных барьеров в отношении третьих стран.

Таким образом, целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.

Дальнейшее развитие экономики Беларуси в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как:

§ Низкое налоговое давление на производство;

§ Благоприятный инвестиционный климат;

§ Макроэкономическая финансовая стабильность, в первую очередь за счет невысокого уровня инфляции;

§ Устойчивость и безопасность банковской системы;

§ Высокий уровень экономической свободы и открытости экономики, как для товарных, так и для финансовых потоков;

§ Открытость и прозрачность государственной политики, ограниченность прямых административных методов регулирования, отсутствие административных барьеров развития бизнеса;

§ Действенный механизм реализации инновационной активности.

Наличие значительных конкурентных преимуществ страны, наряду с высоким уровнем их использования, позволит стране не только конкурировать в сфере производства и реализации товаров и услуг, но и в вопросах привлечения инвестиций в экономику.

В связи с определением места и роли РБ в мировой экономике важно определить те отрасли, подотрасли и товарные группы, которые занимают весомые доли в мировом экспорте и составляют основу национальной конкурентоспособности страны. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, отрасли машиностроения, переработка нефтепродуктов, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, туристические услуги, добыча и переработка минеральных удобрений и т.д.

Следует заметить, что РБ слабо представлена в широких секторах. Это свидетельствует об очень ограниченной конкурентоспособности страны. Но она, в противовес общепринятому мнению, всё-таки не отсутствует, а имеет весьма ограниченное развитие. Наша экономика находится в достаточно статичном положении относительно развития источников конкурентного преимущества. Однако, сервисные отрасли практически полностью неконкурентоспособны на мировом рынке. А ведь именно превосходство в развитии сферы услуг над сферой производства свидетельствует о высоком уровне развития экономики страны.