Средний, предельный и общий доход фир­мы

Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, эко­номическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим до­ходом (TR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (AR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или (что то же самое) общий доход, деленный на число реали­зованных продуктов. Наконец, предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованных единиц продукции.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и юн же величине - цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход. Скажем, если установившаяся на рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж (выполняется кри­терий совершенной конкуренции). И 100, и 1000 батонов будут проданы по одинаковой цене за штуку. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). И тот же объем выручки придется в среднем на каждый проданный батон (средний доход). Таким образом, устанавливается равенство между средним дохо­дом, предельным доходом и ценой (AR = MR = Р). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конку­ренции является одновременно и кривой его средней и предельной вы­ручки.

Что касается общего дохода (общей выручки) предприятия, то он изме­няется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении. То есть существует прямая линейная зависимость: TR = PQ.

Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его вы­ручка, естественно, составит 300 руб.

Графически кривая совокупного (валового) дохода - это луч, проведен­ный через начало координате наклоном:

tg a = ATR/AQ = MR = Р.

То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, ко­торый, в свою очередь, равен рыночной цене продукта, продаваемого кон­курентной фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая валового дохода.