Совершенная конкуренция и малый бизнес в России

Большинство новых бизнесменов начинали свое дело буквально с ну­ля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются круп­ным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории по­требительских товаров завозятся преимущественно миллионами челно­ков, т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квар­тир активно занимаются «дикие» бригады - мельчайшие фирмы, часто Действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» - на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей» - Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Русское словосочетание «мелкооптовая торговля» поэтому не­мецкие газеты часто передаю! абсурдно звучащим термином «мелкокруп­ная торговля».

Челноки, торгующие китайскими кроссовками, и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне - всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конку­ренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого биз­неса России выполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением, Россию можно назвать страной - заповедником совер­шенной конкуренции. Во всяком случае, близкие к ней условия существу­ют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес (а не приватизированные предприятия).