Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше миниму­ма средних издержек, то возможность получения экономических прибы­лей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на про­изводство данного вида товаров будет направляться все большая доля ре­сурсов.

Karcher HD 13 18: мойка Karcher seilor.ru.

И наоборот, экономические убытки будут выполнять роль антистиму­ла, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используе­мых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма вознамерилась оставить от­расль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести ка­ких-либо безвозвратных издержек и найдет своим активам новое приме­нение или продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осу­ществить свое стремление переместить ресурсы в другую отрасль.

В чем заключается экономическая прибыль?

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложе­ния, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной от­расли фирм в долгосрочном периоде (или, что то же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой эконо­мической прибыли показан на рисунке

Пусть в конкурентной отрасли (рис б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен P0, при котором фир­ма (рис а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. До­пустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кри­вая отраслевого спроса D0 в этой ситуации переместится в положение D1 и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равнове­сия О1 равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен P2 Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономи­ческие прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложе­ния еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль но­вых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних Долгосрочных издержек (LATC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия.

Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм ну­левой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет -для него больше не будет стимула.

Перейти на страницу: 1 2