В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля рынка у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продуктов;

4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способству­ют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и пред­ложения. Так, единственный производитель определенной продукции (мо­нополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (кар­тель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов тем просто больше негде взять этот продукт.

Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем вы­пуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

На самом деле, при совершенной конкуренции цена остается одинако­вой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России ни­как не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.

Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен I прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, I АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит | легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех раз­новидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значи­мость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между

объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действи­тельно рынок несовершенной конкуренции.

Малоприятный набор последствий несовершенной конкуренции выте­кает из особенностей соответствующих типов рынка. В дальнейшем мы внимательно проследим за этими явлениями в конкретных условиях мо­нополистической конкуренции, олигополии и монополии. Здесь же целе­сообразно остановиться лишь на самых общих причинах их формирова­ния, выявить взаимосвязь этих последствий с особенностями несовершен­ной конкуренции.

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого нет и стиму­лов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы. При несовершен­ной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым созда­ются стимулы к занижению объема выпуска.

Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкурен­ции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Недаром в марксистской литерату­ре даже принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь проявляется коренное различие рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Даже возникнув по каким-то причинам, экономическая прибыль в ус­ловиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В от­расль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное де­ло несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде.

Несовершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно условие совершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.