Чистая монополия

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот про­давец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Сле­довательно, кривая спроса для продукта монополиста действи­тельно является рыночной кривой спроса. На решения моно­полии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки про­изводства товара.

Совершенная конкуренция характеризуется неспособнос­тью отдельных продавцов влиять на цену товара, который про­дает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложе­ния, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характери­зуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.

Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.

Модель монополии основана на ряде допущений:

• продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;

• отсутствует свободный вход на рынок;

• совершенная информированность монополиста о состо­янии рынка.

Степень, до которой отдельный продавец можетиспользо-вать монопольную власть, зависит от наличия близких замени­телей его продукта и от его доли в обших продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для моно­польной власти является то, чтобы кривая спроса на продук­цию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.

Редко когда на национальном или мировом рынке есть толь­ко один продавец. Чистая монополия чаще характерна для ло­кальных рынков, чем для общенациональных.

Чистый монопсонист — это единственная на рынке фир­ма, которая является покупателем ресурса или его услуг, пред­лагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернатив­ного сбыта достаточно мало или нет совсем. Монопсонист об­ладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсо-ниста имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист мо­жет влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения при­обретаемого количества.

Несмотря на редкость существования рынка единственно­го работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма зна­чительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.

Власть монопсонии — способность единственного покупа­теля оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупа­ет: Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличи­вают закупки, цена, которую они должны заплатить, возраста­ет. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма-монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресур­сы по одинаковой цене. Предложение факторов производства фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Можно выделить следующие типы монополий:

• естественная монополия — монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных проме­жутках средние издержки в отрасли будут минимальны­ми, если в ней действует одна, а не несколько конкури­рующих фирм;

Перейти на страницу: 1 2 3