Дифференциация российских товаров

Огромные трудности российских предприятий в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. Однако в ряде случаев источник проблем кроется в самих предприятиях, причем замет­ную роль здесь играет низкая дифференциация их продукции. В производ­ственном (реальном) секторе экономики - это вообще преобладающая си­туация.

Дело в том, что в советскую эпоху предприятия выпускали все по еди­ным стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, при­мерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т. п. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние - уж больно похожи друг на друга их изделия.

Примем во внимание, что одновременно российским заводам прихо­дится конкурировать с превосходящими по силам иностранными произво­дителями (во многих отраслях ведущие мировые производители в десятки раз крупнее российских, имеют неизмеримо лучшую финансовую базу, используют современное оборудование и т. п.). И все эти преимущества с особой силой сказались на сфере стандартных, недифференцированных товаров - наиболее ходовых видов одежды и обуви, бытовой техники, промышленного оборудования, появившихся на нашем рынке после либе­рализации внешней торговли.