Экологическая реструктуризация налоговой системы

В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономи­ки можно выделить два важных аспекта: увеличение удельного веса "природных" налогов и создание налоговых стимулов для рацио­нального использования и экономии природных ресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции и повысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствовать адекватному от­ражению роли огромного природного потенциала в российской эко­номике, более рациональному использованию природных ресурсов, изъ­ятию природной ренты в пользу общества.

Идущая сейчас в стране в научной и политической сферах ожив­ленная дискуссия о сверхприбылях природоэксплуатирующих ком­паний, природной ренте, необходимости изменения пропорций в рас­пределении сверхдоходов между компаниями и государством сви­детельствует о "перезревшей" актуальности этих проблем. В частно­сти, президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользу государства, что составило бы 3 млрд. долл.[7] В России сверхприбыль делится между государством и добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.

Современные системы налогов в мире и в России сосредоточе­ны прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с до­бавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохра­нении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесооб­разно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса на­логов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за пра­во пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к за­грязнению окружающей среды. В мире для изъятия сверхдоходов у сырьевых структур используются дифференцированные налоги на добычу полезных ископаемых и регулирование экспортной пошли­ны, доказавшие свою эффективность.

Экологизация налоговой системы должна способствовать прове­дению рассмотренной выше структурно технологической политики, в частности, переносу центра тяжести с использования первичных при­родных материалов на применение вторичных рециклируемых мате­риалов и отходов. Это приведет не только к снижению экологической деградации, но и повышению занятости, так как утилизация и рецик­лирование — более трудоемкие технологии по сравнению с добычей природных ресурсов.

Принципы экологической реструктуризации налоговой системы получают все большее распространение в мире. Здесь пионерами яв­ляются европейские страны, девять из которых снизили налоги на личный доход и зарплату, повысив налоги на экологически деструк­тивную деятельность (см. табл. 4).

Таблица 4

Экологическая реструктуризация налоговых систем в некоторых европейских странах

Страна,

год введения

налоговых

изменений

Области сокращения

налогов

Области повышения

налогов

Общий сдвиг

налоговых

поступлений

(в%)

Швеция, 1991

Личный доход

Выбросы углерода и серы

1,9

Дания, 1994

Личный доход

Моторное топливо, уголь,

электроэнергия, цены на воду, сжигание и размещение отходов.

2,5

1996

Зарплата, сельскохозяй­ственная собственность

Выбросы углерода в про­мышленности, пестициды

0,5

Нидерланды, 1996

Личный доход и зарплата

Природный газ и продажа электричества.

0,8

1999

Личный доход

Продажа энергии, продажа

воды домохозяйствам,

отчуждение земель

0,9

Германия, 1999

Зарплата

Продажа энергии

2,1

Франция, 2000

Зарплата

Твердые отходы, загрязнение воздуха и воды

0,1

Перейти на страницу: 1 2 3