Меры необходимые для ускорения экономического роста в России.

Поскольку инновационный сценарий развития по институциональной модели является более предпочтительным для России, рассмотрим институциональные факторы экономического роста.

Одной из основных задач современного экономического роста является: формирование современной, то есть адекватной вызовам постиндустриальной эпохи системы политических, экономических и социальных институтов. Ключевая роль институционального строительства доволь­но подробно обоснована в литературе последних двух десятилетий.

http://personaspb.com/ автосервис 100auto сто спб.

Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходи­мо для обеспечения устойчивого экономического роста и структурного преобразования России, целесообразно вычленить группы институтов и определить их внутреннюю логическую соподчиненность.

1. Политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, и в частности экономи­ческих агентов. Речь идет о защите базовых прав, признание которых государством в свое время стало основой инициирования современного экономического роста: гарантии неприкосновенности личности и собст­венности; независимость суда; эффективность правоохранительной системы; свобода средств массовой информации.

2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Прежде всего к ним относятся образование, здравоохранение, пенси­онная система и строительство жилья. Ошибочно сводить проблемы этих секторов исключительно к недофинансированию. Большинство институциональных моделей функционирования социальной сферы сложилось в период трансформации аграрной экономики в индустри­альную, для которой были характерны совершенно иные объективные условия — демографические (доминирование более молодых возрас­тов), социальные (структура

населения и занятости) и т. п. Сегодня, когда в развитых странах, включая Россию, социальная ситуация существенно изменилась, традиционные (то есть выработанные на рубеже XIX—XX вв.) институты социальной поддержки оказались чрезмерно дорогостоящими и неэффективными.

3. Собственно экономические институты, то есть законодатель­ство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие на­родного хозяйства, а в современной ситуации — экономический рост и структурную модернизацию экономики.

4. Специальные институты, цель которых — решение конкретных, специфических проблем экономического роста. Мы имеем в виду «институты развития», то есть правила игры, нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, определенным образом отобранных. Иными словами, речь идет об институтах дискретного воздействия на экономику в отличие от предшествующих институтов, действие которых носило общий характер.

Четыре группы институтов перечислены в порядке их важнос­ти и логической соподчинено. Это не означает, что, скажем, хозяйственное законодательство не является важным для устойчивого функционирования экономики. Просто без обеспечения базовых прав личности экономическое законодательство не будет эффективным, а то и вовсе останется лишь на бумаге.

Именно гарантии базовых прав формируют основу устойчивого экономического роста, создают для него фундаментальные предпосыл­ки, во всяком случае в экономике, основанной на частном предприни­мательстве. Особо подчеркнем, что в данном случае имеются в виду прежде всего личная безопасность и сохранность собственности, эф­фективность государственного управления, а не известный набор политических прав, характерный для современных рыночных демократий. Как показывает опыт последних трех столетий, уверенность в личной безопасности и сохранности накопленного создает достаточные предпо­сылки для активного предпринимательства.

На сегодняшний день, модернизация государства является абсолютным приоритетом для решения всех остальных задам экономической и социальной модернизации.[17,c.13-14]

Важнейшим фактором модернизации является также развитие чело­веческого капитала. Это — крупная институциональная задача, которую должны решать все страны в условиях постиндустриальной трансформа­ции. Нынешний кризис социальной сферы не является следствием лишь кризиса советской системы. Его природа отражает кризис индустри­альной системы. Сложившаяся модель социального государства (модель развития человеческого потенциала) была основана на принципиально иной демографической и социальной ситуации: растущей численности населения, преобладании молодых возрастов, большой доле сельского населения, не охваченного системой социальной поддержки. В настоящее время, когда процесс старения населения приобрел устойчивый харак­тер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо формировать радикально новую модель социального государства.

Перейти на страницу: 1 2 3