Меры необходимые для ускорения экономического роста в России.

Поиск создания оптимальной модели развития человеческого капи­тала в минимальной мере должен учитывать накопленный в мире опыт: эффективных систем, соответствующих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит сильное преимущество в постиндустриальном мире.

Совершенствование экономического законодательства также яв­ляется важным направлением институциональной модернизации. За последние десять лет здесь было сделано немало. В стране сформирована достаточно развитая система экономического законодательства. Но его недостаточная эффективность связана с неразвитостью институтов поли­тического и административного регулирования, со слабостью механизмов, обеспечивающих исполнение законов.

В настоящее время можно выделить следующие основные направ­ления развития экономических институтов.

Формирование конкурентной среды и преодоление монополистичес­ких тенденций в экономике. Здесь особенно важно: достичь эффективнос­ти и прозрачности государственного регулирования; выработать критерии прозрачности принятия решений относительно государственного участия (и господдержки) в отдельных секторах экономической и социальной жизни; не допустить конфликта интересов госслужащих при принятии регулятивных решений; совершенствовать механизмы госзакупок.

Стимулирование входа на рынок новых компаний и снятие барьеров на их пути. Это важнейшее условие интенсификации инно­вационного процесса, поскольку именно новые предприятия готовы реально рисковать и являются, как правило, более производительными. Для реализации данного направления целесообразно сформировать инфраструктуры поддержки новых предприятий малого и среднего бизнеса, упростить доступ малых предприятий к аренде нежилых по­мещений, создать технопарки и бизнес-инкубаторы, расширить систему микрокредитования, стимулировать развитие несырьевого экспорта (в том числе со стороны малых и средних фирм) и т. п.

Развитие рынка земли и недвижимости, поскольку именно они формируют основу отношений собственности и являются важным.

экономическим источником гарантий прав собственности. Это осо­бенно важно для новых инновационных фирм как основы их доступа к кредитным ресурсам.

Развитые финансовых рынков как источника капитала для эконо­мического роста. Для этого требуются повышение надежности финан­совых институтов, появление и развитие новых финансовых инстру­ментов, дающих альтернативные существующим способы сбережений, более надежная защита прав участников финансовых рынков.

В формировании системы экономических институтов целесо­образно ориентироваться на адаптацию законодательства Европейского союза.

Наконец, особое место занимают институты развития.

Институты развития могут быть как финансовыми (например, инвестиционный фонд), так и административными (например, особые экономические зоны). Впрочем, подобное разграничение является до­вольно условным. Нефинансовые институты также связаны с бюджетны­ми расходами. К финансовым институтам развития относятся: Инвести­ционный фонд РФ, Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Россельхозбанк, Росагролизнпг, Российская корпорация нанотехпологий, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Среди нефинансовых институтов можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнесинкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Важнейшая задача институтов развития — создание условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Время покажет, насколько эффективными окажутся институты раз­вития. В принципе причины их формирования понятны: политическое желание подстегнуть экономический рост, ускорить процессы диверси­фикации экономики и экспорта, компенсировать отсутствие кредитных историй. Не менее важно и наличие огромных финансовых ресурсов, которые неизбежно оказываются заложниками политической борьбы.

Однако фундаментальной проблемой институтов развития явля­ется то, что первооснова создания почти всех из них так или иначе заложена в индустриальной эпохе, то есть когда государство в центра­лизованном порядке могло устанавливать приоритеты долгосрочного развития и концентрировать ресурсы на этих направлениях. В услови­ях же высокого динамизма потребностей и технологий постиндустри­альной эпохи такого рода определение приоритетов становится крайне затруднительным, а цена ошибки — слишком высокой.

Перейти на страницу: 1 2 3