Основные принципы построения СНС

Общие принципы стоимостной оценки операций.

Сделки должны отражаться в счетах обоих участников по одной стоимости. Операции оцениваются по фактической цене, оговоренной её участниками, т.е. по рыночной цене. При отсутствии рыночных цен (например, при предоставлении нерыночных услуг) стоимостная оценка проводится на основании издержек, либо исходя из рыночных цен на аналогичные блага и услуги. Внутренние операции такие как поступление произведённой продукции на склад в виде запасов, также оценивается по рыночным ценам.

Активы и пассивы теоретически должны быть оценены не в первоначальных, а в текущих ценах на момент построения балансовых таблиц СНС. Здесь делается допущение, что активы и пассивы непрерывно переоцениваются, хотя фактически это происходит лишь периодически. Ориентиром для такой непрерывной переоценки может являться рыночная цена, по которой аналогичные активы могут быть куплены или проданы в настоящее время.

Основные виды цен.

При стоимостной оценке операций с товарами и услугами существуют различные методы учёта налогов на продукты, субсидий, а также торговых и транспортных наценок. Для обеспечения целостности СНС в счетах должны использоваться согласованные цены.

В СНС используются цены производителей (которые могут быть рыночными и основными) и рыночные цены потребителей.

Основные цены не включают налоги на продукты (которые увеличивают их) и субсидии (которые их снижают). Рыночные цены производителей учитывают и то и другое. Основные цены могут быть выше или ниже рыночных цен производителей в зависимости от того, субсидируется ли данный вид благ или услуг или нет. Например, если проезд на городском транспорте субсидируется, то основная цена такой услуги выше рыночной. В то же время рыночные цены на водку значительно выше основных цен, поскольку этот продукт облагается высокими налогами.

Выпуск продукции рекомендовано оценивать в основных ценах, чтобы исключить влияние субъективных факторов (ставки налогообложения) на структуру макроэкономического показателя. Обычно выпуск отдельных отраслей отражается в основных ценах, затем к итогу прибавляются налоги на продукты, вычитываются субсидии и, таким образом итоговый показатель оценивается по рыночной цене производителей.

Рыночная цена потребителей включает не только все налоги и субсидии, но и торгово-транспортную наценку. Эта цена используется для оценки потребления и содержит все фактические издержки пользователей на приобретение продукции, включая плату за юридическое оформление сделки. Рыночные цены потребителей и рыночные цены производителей на конкретные виды товаров и услуг могут существенно различаться, но суммарные социально-экономические показатели, оцененные в этих ценах, равны, поскольку торговля, транспорт и сопутствующие услуги выступают при подсчёте показателей производства отдельными строками и включаются в общий итог.

Перейти на страницу: 1 2