Монополистическая конкуренция

Рынком называют сферу обмена. Когда речь идет о рынке конкретного товара, то через этот термин определяется вся совокупность юридических и физических лиц, функционирующих в данной сфере обмена.

Известны рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции, называется конкурентным рынком. Совершенно конкурентный рынок – это рынок, где действует большое количество покупателей и продавцов и где ни один из них не может воздействовать на цену товара. Рынок совершенной конкуренции имеет следующие особенности:

1) данный товар продают большое количество фирм;

2) покупателем безразлично, товар какой они купят, так как продукция фирм очень похожа и цены одинаковы;

3) ни продавцы ни покупатели не могут повлиять на текущую рыночную цену товара (изменение объема покупок отдельными потребителями незначительно влияет на цену товара на рынке);

4) не существует жестких ограничений на свободу входа и выхода на рынок. На этом рынке всем его участникам доступна информация: о товарах, ресурсах, доходах, издержках фирм и о потерях от использованных возможностей.

На конкурентном рынке фирма максимизирует свою прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС) и текущей рыночной цене (Р):

МR=МС=Р

Предельные издержки – расходы предприятия на производство дополнительной единицы продукции сверх того количества, которое уже производится (дополнительные затраты на производство дополнительной продукции)

Равновесная цена устанавливается на таком уровне когда объем предложения равен объему спроса на продукцию.

Вход и выход в отрасль свободны, экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают некоторые фирмы ее покинуть. Рыночная цена товара устанавливается на уровне минимальных средних издержек (АС) типичной фирмы. Каждая фирма отрасли устанавливает объем производства, при котором выполняется условие, когда цена равна предельному доходу:

Р=МR=МС=АС

При совершенном конкурентном рынке нельзя повысить чье- либо благосостояние, не снижая при этом благосостояние отдельных субъектов рынка, и в результате этого осуществляется эффективное распределение ресурсов (Парето- оптимальность).

-Парето-оптимальность достигается при условии, когда потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей 9предельная полезность равна цен МU=Р);

- потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей (предельная полезность равна цен МU=Р);

- следовательно, можно считать, что МU=МС.

На рынке совершенной конкуренции эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями достигается, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам.

Однако конкурентный рынок не решает все проблемы стоящие перед обществом и экономикой, и возникает необходимость государственного вмешательства в экономику. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство занимается поддержанием функционирования самого рынка и решает социальные проблемы.

В настоящее время нет реальных рыночных структур с совершенной конкуренцией, так как существуют барьеры для входа в отраслевой рынок (патенты, лицензии, государственное регулирование и высокие издержки на рекламу)

К нарушению совершенной конкуренции приводит также то, что фирма имеет возможность снизить издержки за счет увеличения объема выпуска продукции (экономия от масштаба). Совершенная конкуренция не существует и при большом количестве фирм на рынке, когда каждая из них выпускает только определенные виды товаров (дифференцирование продукции).

Рынки несовершенной конкуренции разделяются на монопольный, олигопольный, чистой (абсолютной) монополии.

Перейти на страницу: 1 2 3