Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке большое количество фирм (продавцов) предлагает дифференцированную продукцию.

Олигопольная структура рынка определяется тем, что на нем несколько фирм (продавцов) предлагает либо идентичную, либо дифференцированную продукцию.

Ремонт квартир комнат карточек в коллекции фото ремонта квартир.

Чистый (абсолютный) монопольный рынок отличается тем, что на нем единственная фирма (продавец) предлагает товар, которому нет абсолютных заменителей в других отраслях.

Для рынка чистой конкуренции характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящий продукт, близких заменителей которому нет. Фирма- производитель продукта осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта, регулируя цену изменением предложения продукта. Фирма делает все чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

При монополистической конкуренции есть элементы конкуренции и монопольного давления.

Монополист максимизирует прибыль, когда производит такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам:

МR=МС

Монополист устанавливает на свою продукцию такую цену, которая определяется высокой кривой спроса при объеме продукции, обеспечивающем максимум прибыли.

Монопольная цена всегда выше предельных издержек:

Р> МС=МR

Монополист имеет возможность менять объем производства и цену товара и для него не существует кривой предложения.

Монополия стремится увеличить свою прибыль, произвести меньшее количество продукции и установить высокую цену на свой товар.

Она производит меньше, чем позволяют ее ресурсы, и общество несет потери, так как высокие цены монополиста позволяют ему перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей.

В нашей стране производители электрической энергии являются естественными монополистами, и рынок электрической энергии является монополистическим.

Естественная монополия существует тогда, когда экономия от масштаба производства позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос, получая при этом прибыль.

Для естественных монополий характерно то, что входные барьеры для входа в рынок, который она занимает, держатся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Для этих монополий характерно и то, что принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях нецелесообразно и привело бы к росту затрат. В качестве примера рассмотрим деятельность естественного монополиста – предприятие электрических сетей города (ПЭС).

ПЭС снабжает электроэнергией бытовых и промышленных потребителей, и появление другой компании будет сопровождаться вводом дополнительного энергетического оборудования и электрических сетей к каждому потребителю и соответственно увеличит себестоимость электрической энергии.

Особенностью энергетических компаний являются большие постоянные затраты: на строительство электростанций, создание электрических сетей, установку трансформаторов и другого оборудования. Для доставки до потребителя дополнительной энергии (в пределах имеющихся мощностей) требуются незначительные предельные затраты.

Вывод

Из сказанного выше следует, что естественные монополии имеют высокие постоянные и низкие предельные затраты. Ценообразование только по предельным затратам будет для них убыточным.

Естественная монополия может позволить себе установить более низкие цены, чем на конкурентном рынке, из-за того, что экономия от большого объема производства велика. Однако делать она это будет при государственном вмешательстве в регулирование цен. При государственном регулирование цен возможно следующее:

Перейти на страницу: 1 2 3