Свободные экономические зоны в Республике Литва

Темпы роста иностранных инвестиций в Литве самые высокие в Центральной и Восточной Европе. Весьма привлекательны производственные "грин-филд" проекты, а также проекты в сфере инфраструктуры, транспорта и энергетики.

Литва развивает сеть свободных экономических зон (СЭЗ) и промышленных парков, созданных в ключевых транспортных и промышленных центрах. Сейчас довольно успешно действуют СЭЗ в городах Клайпеда и Каунас. В Клайпеде величина зоны составляет 200 га, в Каунасе – 500 га. Учреждать предприятия и осуществлять свою деятельность в СЭЗ и промышленных парках могут как литовские, так и иностранные компании, корпорации и ассоциации.

Правительство Литвы продолжает предпринимать эффективные меры по улучшению делового климата, уменьшению бюрократизма и упрощению административных процедур.

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных экономических зон в Республике Литва:

Закон от 28 июня 1995 г. N 1-976 "Об основах свободных экономических зон".

Понятие свободной экономической зоны. Свободные территории. Порядок создания

Свободная экономическая зона (СЭЗ) - территория, предназначенная для целей ведения торгово-предпринимательской и предпринимательской деятельности на финансовых рынках, в рамках которой субъектам предпринимательской деятельности предоставлены особые экономические и правовые условия ведения деятельности, установленные законом о СЭЗ.

В СЭЗ действуют Конституция Республики Литва и Закон о СЭЗ. Другие законы и нормативные акты РЛ действуют на территории СЭЗ в той степени, в которой они регулируют отношения, не урегулированные Законом о СЭЗ.

С согласия Таможенного департамента Министерства финансов в пределах СЭЗ могут создаваться свободные территории - части территории СЭЗ, обособленные от остальной части территории СЭЗ и от таможенной территории Республики Литва и не составляющие таможенную территорию. В рамках свободной территории товары считаются находящимися за пределами таможенной территории Республики Литва для целей импортных и экспортных платежей и других запретов и ограничений экономического характера. Свободные территории СЭЗ являются свободными зонами в соответствии с Таможенным кодексом.

Создание СЭЗ может быть инициировано городским или районным муниципалитетом Республики Литва, а также окружным муниципалитетом, путем представления в Правительство Республики Литва предложения о создании СЭЗ. СЭЗ создается законом Республики Литва, который должен устанавливать: территориальные границы СЭЗ;

- виды деятельности, допустимые в СЭЗ;

- срок действия СЭЗ;

- структуру управляющей компании СЭЗ,

- функции, полномочия ее должностных лиц;

- процедуру ликвидации управляющей компании СЭЗ без ликвидации самой СЭЗ и порядок формирования новой компании;

- основные принципы отношений между государственными и муниципальными органами по поводу важных государственных (муниципальных) объектов и управляющей компанией СЭЗ по поводу использования этих объектов для обслуживания СЭЗ;

- процедуру для установления налогов, уплачиваемых предприятиями СЭЗ для общих нужд СЭЗ. После того как Сейм Республики Литва принимает закон о создании СЭЗ,

Правительство Республики Литва принимает решение о проведении конкурса (в котором могут участвовать и иностранцы), чтобы выбрать лучший бизнес-план для работы СЭЗ и лучший устав СЭЗ. Условия конкурса устанавливаются Законом о создании СЭЗ. Победители этого конкурса учреждают Управляющую компанию СЭЗ. Правительство Республики Литва и совет муниципалитета той территории, где создается СЭЗ, назначают по одному члену Управляющей компании СЭЗ каждый. Председатель Управляющей компании выбирается членами Управляющей компании открытым голосованием. Утверждается он органом, уполномоченным Правительством Республики Литва. Наблюдательный совет в Управляющей компании не формируется.

Управление СЭЗ

Экономическую деятельность в СЭЗ организовывает (создает организационную структуру) Управляющей компании СЭЗ. Территория СЭЗ передается в аренду Управляющей компании СЭЗ в порядке, предусмотренном законом. Управляющей компании является юридическим лицом. Не менее 51% голосов в управляющей компании СЭЗ должны иметь юридические и физические лица, которым эти доли принадлежат на праве частной собственности.

Полномочия Управляющей компании устанавливаются законом о СЭЗ, а также актами самой управляющей компании. Согласно Закону о СЭЗ (ст. 1 2 Закона о СЭЗ) в полномочия Управляющей компании входит:

- выдавать лицензии на ведение деятельности в СЭЗ;

- с согласия Таможенного департамента Министерства финансов объявлять части территории СЭЗ свободными территориями и устанавливать их границы;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5