Казахстан

Сравнительно недавно в Астане началось строительство многофункционального и универсального индустриального парка, входящего в состав специальной зоны "Астана – новый город". Площадь СЭЗ неоднократно расширяется, и с 600 га возросла до 5440,4 га, объем привлеченных инвестиций превысил 718 млрд. тенге. Ежегодное освоение составит 140-150 млрд. На долю государственных приходится 40%, частных – около 60. Из представленных в зоне инвесторов, 90% – отечественные. Со дня образования на территории зарегистрировано 207 объектов, из которых более половины введены в эксплуатацию.

Возводится инженерная инфраструктура, проектируются железнодорожные подъездные пути. Планируется организовать выпуск бетона, в том числе ячеистого и соответствующих изделий из него, сухих смесей и добавок к бетону, агломерированного камня и мебели. Строятся заводы по сборке автомобилей торговой марки "Nissan", выпуску экспорто ориентированной шинной продукции марки "Nokian" и всех сопутствующих производств, сборке локомотивов, лифтового оборудования, эскалаторов и металлоконструкций.

В числе предоставляемых многочисленных льгот

освобождение инвесторов от НДС при реализации товаров в строительстве. Нулевая ставка применяется при реализации товаров и оборудования, полностью потребляемых при строительстве объектов. От земельного налога освобождаются участки, на которых они возводятся. Остаточная стоимость зданий и сооружений не облагается налогом на имущество. Применяется режим свободной таможенной зоны. За иностранный товар не взимаются таможенные пошлины и налоги, кроме акциза на импортируемые товары. Не используются меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров.Несмотря на высокие темпы возведения объектов, наблюдается их удорожание, не эффективное использование капиталовложений, их отвлечение за пределы зоны. С сожалением следует напомнить и о таком, ставшем привычным явлении, как коррупция, сопровождающая реализацию крупных проектов. Между тем, администрация ограничивается лишь упоминанием таких нарушений, как несвоевременный вывоз мусора, что отражается на состоянии строительных площадок. Отмечается, что "недостатков целенаправленного порядка не наблюдается".

Достаточно очевидна проблематичность ряда проектов в крупнейшей СЭЗ. Так, ожидаемая высокая конкурентоспособность шинной продукции "по качеству и по цене" связана лишь с отсутствием таможенных издержек и наличием многочисленных льгот – единственным фактором снижения себестоимости, ее экспортная ориентированность – с привлечением ведущих мировых компаний, использованием уже применяемых на западе технологий. В Казахстане, где не развита нефтехимическая отрасль, отсутствует и необходимое сырье – синтетический каучук. До 90% необходимого объема данной продукции закупается за рубежом.

По имеющейся информации, единственный в республике шинный завод АО "Incomtyre" в г. Чимкент планировал в 2006 году выпустить 500 тыс. покрышек. Проектная мощность предприятия - 3 млн. покрышек. Однако было произведено значительно меньше – лишь 18%.

Для обеспечения внутренних потребностей увеличивается импорт, причем в количественном выражении он увеличился на 12%, в стоимостном – более чем на 50%. Это предприятие, как и новое, к возведению которого приступают в столичной зоне, связано с холдингом АО "ORDABASY-PST", который монополизировал этот сектор в отечественной экономике. Предполагается, что за рубеж будет поставляться более 35% производимой продукции. Вместе с тем, свободные ниши в мировой торговле практически отсутствуют.

Расширяется сфера деятельности в зоне "Морпорт Актау". В настоящее время здесь построены и введены в действие заводы по выпуску морских металлических конструкций (ТОО "Кеппел Казахстан"), стекловолокнистых труб (ТОО "АЗСТ") и труб нефтяного сортамента (АО "НефтеГазТруба"). В ближайшие годы корпорация "DANAKE" намерена, вложив 90 млн. долларов. Построить завод по выпуску электрического кабеля мощностью 7 тыс. тонн в год, инвестировав свыше 26,2 млн. долларов. Планируется запустить предприятие по изготовлению металлических секций конструкций мощностью 60,5 т, заводы по производству и гальванизации метизов, по выпуску электродов и электродной проволоки мощностью 2 тыс. тонн и 5 тыс. тонн соответственно. Стоимость проекта составит свыше 22 млн. долл. В основе всех разработок – итальянская технология компании "Endeco". Суммарный объем налоговых поступлений в бюджет от всех предложенных проектов составит, по расчетам, 11,41 млн. долл.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6