Китай

Несколько столетий в Китае существовал императорский строй, который затем сменился авторитарным режимом буржуазно-феодальных кругов. С приходом к власти коммунистов произошла лишь смена правящего слоя, но авторитаризм остался. В традиционном Китае культивировали мнения, исходившие из безусловного приоритета коллектива над отдельной личностью, эти догмы отрицали право последнего на автономное существование. Сознание масс носило общественно-коллективистский характер. Член китайского социума привык чувствовать себя песчинкой в огромном море житейских бурь, поэтому он просто не мог представить себя вне дома, семьи, коллектива, общины. Безусловно, невозможно не учитывать огромное воздействие на умы миллионов китайцев конфуцианства.

Это учение играло и играет громадную роль в формировании всего китайского образа жизни, начиная от социальных институтов и заканчивая семейными отношениями. Культ конфуцианской традиции, заложенный еще в эпоху Хань (во II - III веках до нашей эры) и обновленный при Сунах (в XI-XII веках), стал альфой и омегой всей китайской культуры. Каждый китаец вольно или невольно соразмерял свои поступки и мысли с предписаниями конфуцианства. Поэтому можно говорить о том, что каждый китаец был и остаётся в известном смысле конфуцианцем.

Принципы этико-политической доктрины конфуцианства, лаконично можно изложить в следующем: это культ отца и старших в семье, культ семьи и клана, культ чиновников-учёных, оборачивающихся, в конечном счете, культом идущей от Неба власти императора, культом старших вообще по возрасту и социальному статусу, приверженностью к консерватизму и традициям.

Особенности общественных и интеллектуальных отношений, норм поведения, сформировавшихся под влиянием конфуцианства и существующие ныне в Китае, сводятся к таким основным характеристикам:

1. Основной упор делается на долге, на обязанностях, а не на правах человека. Существует целый комплекс взаимосвязанных друг с другом обычаев, которые обеспечивают деятельность всех членов сообщества, общины в рамках определённых обязанностей. Эти традиции в равной степени разделяют в связи с этим, как ответственность, так и вознаграждение. 2. Сформирован акцент на управление посредством человеческого фактора или добродетели, нежели чем законом, что позволяет увеличить гармонию и сплоченность внутри общества; одновременно подчеркивается роль ритуала или этикета. Существует тенденция обеспечивать состязание, конкуренцию между людьми в рамках установленных церемоний и правил этикета, что позволяет сохранять социальное согласие. 3. Развит очень сильный упор на строгих, даже жестких состязательных принципах образования, которые обеспечивают на всю жизнь высокие качества во всем. Что позволяет представителям бюрократии всегда оказываться победителями в любом интеллектуальном соревновании.

4. Выработано сильное ощущение связи между прошлым и настоящим, что помогает глубокому пониманию исторического времени и долгосрочных обязательств, необходимых для достижения успехов в институциональных и аналогичных областях. Это сильно контрастирует с бытующим в западной традиции акцентом на краткосрочный эффект, связанный с денежными отношениями между людьми. 5. Имеет значение в иерархии ценностей принадлежность к человеческому сообществу, общине, чем обладание собственностью или имуществом. Поэтому экономическая власть находится в руках людей, следующих нравственным нормам, но вместе с тем хорошо понимающих экономическую реальность.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18