Антимонопольная политика

Как уже говорилось в этой работе, конкуренция есть самое эффектив­ное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно-высокими и не все покупа­тели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использо­ванию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимоно­польное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный меха­низм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизиро­ванное производство. Можно выделить, в частности, фи­нансовые санкции, применяемые в случае нарушения анти­монопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании мето­дов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимо­нопольную профилактику путем последовательной либера­лизации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государ­ства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – сни­жение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензи­рования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государ­ственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирова­ние структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на "горизонтальной" и "вертикальной" основе.

В хозяйственной практике российской экономики важ­но понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйству­ющего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая на может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по анти­монопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП ("крупным слиянием" признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35°/о акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.

В 1991 году был утвержден "Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий мо­нополистов", в который включены предприятия, произво­дящие более 35°/о продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена необходимость обяза­тельного декларирования предстоящего повышения свобод­ных цен, государственного регулирования цен республикан­скими и местными органами, а также обязательное пред­оставление статистической отчетности по объему производ­ства (в натуральном выражении).1

Перейти на страницу: 1 2