Антимонопольная политика

Конкуренция в России

Первый в истории России законодательный акт, регламентирую­щий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках».

Основная особенность этого документа – он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции .» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому за­конодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не за­прещено», нежели к разрешительному законодательству России нача­ла 90-х гг.

Закон «О конкуренции…» содержит запреты на многие виды моно­полистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государ­ственного управления с целью монополизации производства или реа­лизации товаров .» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущем­лению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

Весьма важно и определение в самом законе «барьера монополиза­ции»: «не может быть признано доминирующим положение хозяйству­ющего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не пре­вышает 35 % » (статья 4).

Однако наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкурен­ции .» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».

Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к наруши­телям, включая должностных лиц органов госуправления, просто сме­хотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Долж­ностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган явля­ется одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нару­шителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.

.

Перейти на страницу: 1 2