Эластичность спроса по цене

Максимизация дохода от продажи билетов

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на данный (i-й) товар при изменении цены другого (j-гo) товара. Этот коэффициент обозначается еij и рассчитывается по формуле:

Описание: http://bibl.tikva.ru/base/B1202/img/B1202Ch1-2-3p53f1n2.jpg (10)

Поскольку

Описание: http://bibl.tikva.ru/base/B1202/img/B1202Ch1-2-3p53f1n4.jpg

то формула (11) принимает следующий вид:

Описание: http://bibl.tikva.ru/base/B1202/img/B1202Ch1-2-3p53f1n3.jpg (11)

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Если еiij > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми, то есть повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой. Так, при повышении цены на картофель может повыситься спрос на крупы и макаронные изделия, при повышении цен на масло животное может возрасти спрос на маргарин и жиры.

Если еij < 0, то товары являются взаимодополняющими (комплементарными), то есть при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Классическим примером в этом случае является взаимозависимость спроса на автомашины от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные части. При повышении последних спрос на автомобили падает.

Если еij = 0, то товары называют независимыми, то есть изменение цены одного товара не влияет на спрос на другой товар.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Так, например, если цена картофеля снизится вдвое, то, очевидно, возрастет потребление не только картофеля, но и других товаров. В этом случае еij < 0, то есть эти товары будут классифицироваться как взаимодополняющие, что неверно.

Здесь же следует отметить, что при анализе взаимозаменяемости важно учитывать уровень цен соответствующих товаров. Если разница в ценах двух взаимозаменяемых товаров значительна, то, скорее всего, в реальной жизни при увеличении цены на дешевый товар потребители не увеличат потребления дорогого товара.

Также надо иметь в виду, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на i-й товар по цене j-гo товара не равен коэффициенту перекрестной эластичности спроса на j-й товар по цене i-го товара.

Можно привести данные по коэффициенту перекрестной эластичности спроса по цене на пищевые товары (таблица 4). [4, с.123]

Таблица 4

Коэффициент перекрестной эластичности спроса

Описание: http://bibl.tikva.ru/base/B1202/img/B1202Ch1-2-3p54i1n1.jpg

Из таблицы видно, что высокий уровень взаимозаменяемости характерен для масла и маргарина, а зависимость спроса на свинину от изменения цены на говядину крайне незначительна.

Интерес представляет и тот факт, что степень взаимозаменяемости товаров различна в зависимости от того, изменение спроса на какой из них от цены

другого мы изучаем. Как видно, потребитель при изменении цены на масло отреагирует более значительным изменением спроса на маргарин, чем при обратной ситуации. Таким образом, знание коэффициента перекрестной эластичности позволяет производителям взаимозаменяемых видов продукции достаточно точно определять объем производства одного вида продукта при предполагаемом изменении цен на другой вид.

Перейти на страницу: 1 2 3 4