Контроль качества продукции

- комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, стадий жизненного цикла объектов управления, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством;

- взаимодействие системы управления качеством со всеми другими системами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим или реализация взаимосвязанных процессов их достижения);

- замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация - это система мер и действий, подтверждаю­щих соответствие фактических характеристик продукции требова­ниям международных стандартов, технических условий и иных нор­мативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой но­вых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрес­сивные технологии, оборудование, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комп­лекс мер, направленных на повышение качества продукции.[23]

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение кото­рых является обязательным условием для успешной работы лю­бого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации - технические возможности про­дукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, тех­ники и практического опыта.

В зависимости от круга заинтересованных сторон стандарти­зация может быть:

- международной, участие в которой открыто для соответ­ствующих органов всех стран;

- региональной — для одного географического, экономичес­кого или политического района мира;

- национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д

Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспе­чивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологи­ческие задачи сертификации: управление многообразием (уни­фикация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обес­печение конкурентоспособности продукции.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, дос­тупных широкому кругу потребителей. Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю.[11]

Обязательной сертификации подлежат те изделия или пока­затели качества, которые могут оказать нежелательное воздей­ствие на человека или окружающую среду, а также другие пока­затели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строитель­ные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации принимает специаль­ный правительственный орган, который может поручить ее про­ведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долго­вечность, безотказность, эргономические и экономические пока­затели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.[16]

Перейти на страницу: 1 2 3