Товарооборот: сущность, виды, характеристика

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды:

1. розничный товарооборот;

2. оптовый товарооборот;

3. торгово-посреднический товарооборот.

1. Розничный товарооборот характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования. Он является завершающей стадией процесса об­ращения предметов личного потребления. В результате розничной прода­жи дальнейшее движение товара прекращается, он становится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующих эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

Объем розничного товарооборота не тождествен фонду личного по­требления, но составляет его основу. Некоторая доля предметов потреб­ления поступает населению, минуя торговлю. Сюда относятся, прежде всего, продукты, получаемые сельскохозяйственными работниками в порядке натуральной оплаты и с приусадебных участков, а также продукция лич­ных подсобных хозяйств рабочих и служащих. Часть этой продукции не­посредственно удовлетворяет потребность определенных групп населе­ния. Остальная продукция принимает товарную форму и вовлекается в товарное обращение.

Как экономический показатель розничный товарооборот отража­ет объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динами­ка розничного товарооборота отражает пропорции между производ­ством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

В соответствии с Государственным стандартом Российской Фе­дерации под розничным товарооборотом понимается объем прода­жи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.

Розничный товарооборот как статистический показатель содер­жит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состо­яние национальной экономики, отражая положение дел в промыш­ленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, измене­ние благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутренне­го рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4