Товарооборот: сущность, виды, характеристика

Количественная характеристика товарооборота – объем реали­зации в денежном исчислении, качественная – связана со структу­рой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товаро­оборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реа­лизации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

– стоимость проданных населению потребительских товаров:

а) за наличный расчет;

б) по кредитным карточкам;

в) по расчетным чекам банков;

г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что так­же учитывается как продажа за наличный расчет);

– стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посыл­ки отделению связи);

– стоимость товаров, проданных в кредит (по момен­ту отпуска товаров покупателю) – в объеме полной стоимости товара;

– стоимость товаров, сданных на комиссию (по мо­менту продажи) — в объеме комиссионных вознаг­раждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимос­ти, если торговое предприятие является собствен­ником товаров;

– стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фак­тической оплаты товара покупателем);

– полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

– стоимость проданных по подписке печатных изда­ний (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

– стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

– стоимость проданной порожней тары.

– продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и другим);

Не включается в оборот розничной торговли:

– стоимость проданных товаров, не выдержавших га­рантийных сроков службы;

– стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

– стоимость спецодежды, выданной своим работникам;

– продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и другие).

Что же касается работ, связанных с оказанием населению различ­ного рода услуг (парикмахерскими, фотографиями, прачечными и т.п.), то это не входит в состав розничного товарооборота, так как не выражает отношений реализации товаров или увеличение их стоимости.

Оборот розничной торговли учитывается в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию това­ров. Поскольку товарооборот является показателем, отра­жающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материаль­ных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эф­фективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, ка­питалоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Необходимо четко различать такие понятия, как состав и вели­чина товарооборота: состав складывается из различных видов про­даж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), рас­ходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Перейти на страницу: 1 2 3 4