Подходы к анализу товарооборота

Товарооборот, как уже отмечалось, являет­ся одним из основных показателей хозяйственно-финансо­вой деятельности коммерческого предприятия, с которым непосредственно связаны и от которого непосредственно за­висят все остальные показатели. Соответственно от каче­ства экономического анализа и правильного планирования этого показателя в большой степени зависит конечный ре­зультат деятельности коммерческого предприятия.

Основными задачами анализа товарооборо­та коммерческого предприятия являются:

1. Оценка объема и структуры товарооборота как фак­тора (основного условия) обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия.

2. Проверка выполнения плана товарообо­рота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товар­ным группам.

3. Определение темпов изменения товарооборота в те­кущем году по сравнению с прошлым годом в общем объе­ме и по отдельным товарным группам.

4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимен­та товаров спросу покупателей.

5. Определение влияния отдельных факторов на изме­нение объема и структуры товарооборота.

6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расшире­нию ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

Анализ товарооборота осуществляется на базе исходной информации, полученной из данных:

– бухгалтерского учета;

– статистической отчетности;

– оперативного учета.

Проводится анализ товарооборота, как и остальных основных показателей деятельности коммерче­ского предприятия, как правило, в конце отчетного пери­ода, для того чтобы при составлении плана товарооборота на следующий плановый период учесть результаты оценки деятельности и факторы, оказавшие влияние на те или иные показатели. Анализируется розничный товарооборот в целом и отдельно по его элементам в их взаимосвязи и взаимозависимости: общий объем товарооборота, структу­ра товарооборота, поступление товаров (товарное обеспе­чение), состояние товарных запасов. Между этими показа­телями существует балансовая взаимосвязь, которая мо­жет быть использована при расчете любого из них и выражается следующей формулой:

П+ЗН=Т + ЗК + УЕ+ВП, (1.11)

отсюда:

Т=П + ЗН -(ЗК + УЕ+ВП), (1.12)

где: Т — розничный товарооборот;

П — поступление товаров;

Зн — товарные запасы на начало периода;

Зк — товарные запасы на конец периода;

УЕ — естественная убыль;

В — прочее выбытие товаров.

Учитывая, что объем розничного товарооборота нахо­дится в зависимости от периодичности поступления това­ров, выбытия товаров, состояния товарных запасов, исполь­зуя метод цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем и структуру розничного товарооборота коммерческого предприятия.

Начинается анализ розничного товарооборота с изуче­ния динамики его объема и оценки степени выполнения плана. Анализ динамики объема розничного товарооборо­та осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения ре­ализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоста­вимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода. Сопоставимость данных для анализа обеспечива­ется следующей формулой:

(1.13)

где: Тс.ц. — объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц. — объем товарооборота в фактических ценах;

iц— индекс изменения цены.

Анализ основных по­казателей деятельности коммерческого предприятия, как уже отмечалось, проводится до окончания отчетного пери­ода, дабы учесть все выявленные отклонения при состав­лении плана.

Ожидаемым выполнением плана розничного товаро­оборота называют реально выполнимую до конца периода величину товарооборота. Определение ожидаемого выпол­нения плана за текущий год является важной частью ана­лиза и планирования. Чем точнее, экономически обосно­ваннее будет определено ожидаемое выполнение, тем вер­нее будет составлен план на следующий год. Ожидаемое выполнение плана определяется как по всему товарообо­роту, так и по отдельным товарным группам. Методика определения ожидаемого выполнения плана по различным товарам неодинакова. По тем товарам, по которым не пред­полагается значительное перевыполнение (недовыполнение) плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана второго полугодия или фактического товарооборота за де­вять месяцев текущего года и плана IV квартала этого же года.

Перейти на страницу: 1 2 3