Подходы к анализу товарооборота

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения внутригруппового ассортимента реали­зованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет особенности и обнаруживает значительные колебания в ре­ализации, обусловленные характером спроса и предложе­ния этих товаров.

Анализ товарной структуры оборота не может ограни­чиваться рассмотрением показателей по продаже товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные товары в отдельные периоды года — кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товарооборота, необходимо выявить вызвавшие их причи­ны. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного товарооборота является анализ влияния основных факто­ров, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно ис­пользовать формулу ба­ланса товарооборота:

ЗН+П = Т + ЗК+УЕ+Вп, (1.19)

Влияние на объем реализации товаров слагаемых то­варного баланса можно рассчитать методом цепной под­становки или методом исчисления разницы между факти­ческими и плановыми величинами или фактическими ве­личинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние ока­зывают также факторы, связанные с численностью работ­ников, организацией и производительностью труда, а так­же с использованием основных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об ито­гах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота исполь­зуется не только для разработки прогноза, но и как дей­ственное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации то­варов и разрабатываются меры, обеспечивающие успеш­ный рост товарооборота.

Перейти на страницу: 1 2 3